А. А. Чибис. Жалованная грамота 1593 г. Свияжскому Успенско-Богородицкому монастырю

В фондах Национального архива Республики Татарстан хранятся документы XVI – начала XVIII в. Одной из таких коллекций являются столбцы Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря. К ним относятся семь жалованных грамот, выданных русскими царями монастырским властям во второй половине XVI – первой четверти XVII в. В изданиях дореволюционного и советского периодов было опубликовано шесть из них за 1555, 1584, 1606, 1616 и 1621 гг. В своей совокупности это источники об истории основания монастыря в 1555 г., юридических полномочиях его властей, становления и развития монастырского торгового хозяйства и состояния вотчины в начале XVII в. В данной работе публикуется седьмая, ранее не издававшаяся жалованная грамота из этой коллекции. Она была выдана монастырю царем Федором Ивановичем и его супругой Ириной в мае 1593 г. В грамоте представлены общие сведения о результатах колонизационной деятельности монастыря в Свияжском уезде во второй половине XVI в., в том числе освоение целинных земельных площадей, основание новых селений. Кроме того, в публикуемом акте представлены сведения об историческом ландшафте и географии указанной территории, которая в настоящее время входит в состав правобережной части Республики Татарстан. Издание этого источника может существенно дополнить информацию аналогичных грамот, опубликованных ранее. Его сведения могут быть использованы как профессиональными учеными, так и почитателями истории при изучении монастырской колонизации Среднего Поволжья, других исторических событий и процессов, происходивших в регионе после его вхождения в состав Русского централизованного государства.Издание сопровождается общим анализом содержания публикуемой грамоты. Текст источника передан и оформлен в соответствии со всеми правилами современной российской археографии, принятыми для публикации исторических документов XVI-XVII вв.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
16.06.2016
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017

Аннотация

В фондах Национального архива Республики Татарстан хранятся документы XVI – начала XVIII в. Одной из таких коллекций являются столбцы Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря. К ним относятся семь жалованных грамот, выданных русскими царями монастырским властям во второй половине XVI – первой четверти XVII в. В изданиях дореволюционного и советского периодов было опубликовано шесть из них за 1555, 1584, 1606, 1616 и 1621 гг. В своей совокупности это источники об истории основания монастыря в 1555 г., юридических полномочиях его властей, становления и развития монастырского торгового хозяйства и состояния вотчины в начале XVII в. В данной работе публикуется седьмая, ранее не издававшаяся жалованная грамота из этой коллекции. Она была выдана монастырю царем Федором Ивановичем и его супругой Ириной в мае 1593 г. В грамоте представлены общие сведения о результатах колонизационной деятельности монастыря в Свияжском уезде во второй половине XVI в., в том числе освоение целинных земельных площадей, основание новых селений. Кроме того, в публикуемом акте представлены сведения об историческом ландшафте и географии указанной территории, которая в настоящее время входит в состав правобережной части Республики Татарстан. Издание этого источника может существенно дополнить информацию аналогичных грамот, опубликованных ранее. Его сведения могут быть использованы как профессиональными учеными, так и почитателями истории при изучении монастырской колонизации Среднего Поволжья, других исторических событий и процессов, происходивших в регионе после его вхождения в состав Русского централизованного государства. Издание сопровождается общим анализом содержания публикуемой грамоты. Текст источника передан и оформлен в соответствии со всеми правилами современной российской археографии, принятыми для публикации исторических документов XVI-XVII вв.

 

Abstract

In the fonds of National Archive of the Republic of Tatarstan there are documents of the 16th – early 18th centuries, including a collection of columns of Sviyazhsk Assumption Monastery. They contain seven charters issued by Russian tsars to the monastery authorities in the latter 16th ‒ first quarter of the 17th centuries. In the publications of the pre-revolutionary and Soviet periods six of them were published in 1555, 1584, 1606, 1616 and 1621. As a whole, they provide information on the history of the foundation of the monastery in 1555, the legal power of its authorities, establishment and development of monastic trade and the state of the patrimony in the early 17th century. The article contains the seventh, previously unpublished charter from the collection. It was given to the Monastery by Tsar Fedor Ivanovich and his wife Irina in May 1593. The Charter presents general information on the results of the colonizational activities of the Monastery in Sviyazhsk county in the latter 16th century, including the development of virgin lands and the establishment of new settlements. Besides, the published report contains information on the historical landscape and geography of the mentioned territory, which is currently a part of the right-bank part of the Republic of Tatarstan. The publication of this source can substantially supplement the information of similar documents published before. Its information can be used both by professional scientists and history worshippers at studying the monastic colonization of the Middle Volga region, other historical events and processes, which took place in the region after its entry into the Russian centralized state. The publication contains general analysis of the content of the published Charter. The text of the source is written and formalized in accordance with all the rules of modern Russian archeography, adopted for the publication of historical documents of the 16-17th centuries.

 

Ключевые слова

Среднее Поволжье, феодальное землевладение, жалованные грамоты, Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь.

 

Keywords

The Middle Volga region, feudal tenure, charters, Sviyazhsk Assumption Monastery.

 

Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй половине XVI – XVII в. важным средством обеспечения названной обители являлась ее вотчина, достаточно крупная для указанного региона, и торгово-промысловое хозяйство. История создания монастыря, отношение к нему власти, процесс формирования его владений получили отражение в таком источнике, как царские жалованные грамоты, экземпляры которых отложились, в том числе, и в Национальном архиве Республики Татарстан.

В 1836 и 1990 гг. были опубликованы жалованные акты, способствовавшие развитию предпринимательской деятельности Успенско-Богородицкой обители. Это тарханные грамоты царей Федора Ивановича, Василия Ивановича Шуйского, Михаила Федоровича от 21 мая 1584 г., 13 июля 1606 г., 21 декабря 1616 г., 11 марта 1621 г., предоставляющие монастырю право беспошлинного провоза и продажи соли и прочих товаров в поволжских и других городах2.

Более важное значение имеют жалованные грамоты, касающиеся земельных владений и феодальных прав монастыря. Самая ранняя из них была выдана за два месяца до основания обители, 16 мая 1555 г., будущему архимандриту Герману. Настоятель нового монастыря получил право самостоятельного суда над монастырскими людьми, слугами и крестьянами по всем без исключения делам, включая уголовные. Несомненно, предоставление архимандриту столь обширного судебного иммунитета было сделано с расчетом создания в будущем монастырской вотчины и привлечения на ее земли свободных крестьян3.

Формирование вотчины Успенско-Богородицкого монастыря началось с 1556 г. за счет предоставления правительством выморочных и пустынных земель в Свияжском уезде4. В свияжской писцовой книге 1566/1567 г. за обителью числились деревни Кобарова, Девлезерево-Сересева, Малая Итякова (Утякова), Новая Итякова (Итекова), бывший починок Малой Итяковой, Кичемерова, Юртова (Сортова) на речке Сухой, Налетова, Новая вблизи Вязовых гор, слободка Медведева за Бусурманской слободой, слободка на «Бусурманском враге против Бусурманской слободы», сельцо на Исаковой горе; 394,5 десятин доброй пашни, 307,5 десятин перелога, 246 десятин сенных покосов, 10,00164 кв. верст лесных угодий5.

В последующие десятилетия монастырские владения продолжали развиваться и расширяться. 11 мая 1593 г. богородицкий архимандрит Мисаил и его братия получили от царя Федора Ивановича, его супруги царицы Ирины Федоровны еще одну жалованную грамоту, полностью утверждающую и удостоверяющую их права на вотчину в Свияжском уезде. В составе последней, кроме уже названных селений, упоминались деревни Бритвина, Савинова, Тихий Плес, Ягодное тож, Мизинова, починки Дудин, Косогор, выморочные поместные выти в селе Бежбатман, деревни Хозяшевой. За монастырем было зафиксировано 1 251,495 десятин пашни. Акт 1593 г. разрешал монастырю расширить площадь пашни с 1 251,495 десятин до 1 500 десятин за счет распашки черного леса. Для последней цели обители жаловали ничейные лесные участки общей площадью в 48 кв. верст. Также за монастырем закреплялись рыболовные угодья на реках Волга и Свияга, в прибрежных озерах и притоках, мельница, перевоз (№ 1).

Можно констатировать, что в жалованной грамоте 1593 г. получили отражение основные результаты колонизационной деятельности Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря: разработка определенных земельных площадей, основание целого ряда селений, многие из которых существуют до настоящего времени в пределах правобережной части Республики Татарстан. Кроме того, пожалованные в 1593 г. новые земли создали перспективу дальнейшего развития монастырской вотчины.

Правовые положения грамоты 1593 г. действовали в течение достаточно длительного времени. В 1599, 1646, 1678 гг. она подтверждалась, соответственно, царями Борисом Федоровичем Годуновым, Алексеем Михайловичем, Федором Алексеевичем. 24 февраля 1621 г. ее нормы были положены в основу другой, более обширной грамоты царя Михаила Федоровича названной обители на вотчинные земли в Свияжском и Казанском уездах6.

В отличие от всех других упомянутых здесь жалованных актов, грамота 1593 г. не издавалась. В настоящей работе она публикуется по своему единственному известному экземпляру (списку XVII в.), отложившемуся в Национальном архиве Республики Татарстан.

Оформление публикации выполнено в соответствии с требованиями современной археографии к эдиции документальных источников XVI-XVII вв. Текст грамоты передан с сохранением собственной орфографии, но современными буквами, с разделением на слова, предложения и абзацы, расстановкой запятых, применением мягкого и твердого знаков, буквы «й» по современным правилам. Слова-аббревиатуры под титлами раскрыты полностью без дополнительных оговорок, утраченные в рукописи, но восстановленные по смыслу и содержанию текста, буквы в публикации взяты в квадратные скобки. При необходимости отдельные особенности текста оговорены в текстуальных примечаниях. Публикуемый источник снабжен заголовком и легендой с указанием всех элементов, предусмотренных правилами6.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Яблоков, А. Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске Казанской губернии. – Казань, 1907. – С. 3–167. YABLOKOV, А. Pervoklassniy muzhskoy Uspensko-Bogoroditskiy monastir' v gorode Sviyazhske Kazanskoy gubernii [First-class Assumption Monastery in Sviyazhsk town of Kazan province. In Russ.]. Kazan, 1907, pp. 3–167.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук. – СПб., 1836. – Т. I. – № 322. – C. 382–383; Т. III. – № 86. – С. 119–121. Аkti, sobranniye v bibliotekah i arkhivah Rossiyskoy imperii Аrheograficheskoyu ekspeditsieyu imperatorskoy Аkademii nauk [Acts collected in the libraries and archives of the Russian Empire by Archaeographic expedition of the Imperial Academy of Sciences. In Russ.]. St. Petersburg, 1836, vol. I, no. 322, pp. 382–383; vol. III, no. 86, pp. 119–121; Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР (вторая половина XVI – середина XVII в.). Тексты и комментарии / Сост. И. П. Ермолаев, Д. А. Мустафина. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 60–62, 92–95. Dokumenti po istorii Kazanskogo kraya iz arhivohranilishch Tatarskoy АSSR (vtoraya polovina 16seredina 17 v.). Teksti i kommentarii / Sost. I. P. Yermolayev, D. А. Mustafina [YERMOLAYEV, I. P., MUSTAFINA, D. А. (comp. by). Documents on the history of Kazan region from the archives of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (the latter 16th the mid 17th centuries): texts and comments. In Russ.]. Kazan, Izd-vo Kazanskogo universiteta publ., 1990, pp. 60–62, 92–95.

3. Там же. – С. 28–29. Ibid., pp. 28–29.

4. Чибис, А. А. Монастыри правобережной части Казанской земли во второй половине XVI – первой половине XVIII веков: функционирование, землевладение и хозяйство. Дис… канд. ист. наук. – Чебоксары, 2011. – С. 173–179. CHIBIS, А. А. Monastiri pravoberezhnoy chasti Kazanskoy zemli vo vtoroy polovine 16 – pervoy polovine 18 vekov: funktsionirovaniye, zemlevladeniye i hozyaystvo. Dis… kand. ist. nauk [Monasteries of the right-bank part of Kazan land in the latter 16th ‒ early 18th centuries: functioning, land ownership and economy: Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Cheboksary, 2011, pp. 173–179.

5. Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда письма и межеванья Никиты Васильевича Борисова и Дмитрия Андреевича Кикина (1565-1567 г.). – Казань, 1909. – С. 117–119. Spisok s pistsovoy i mezhevoy knigi goroda Sviyazhska i uezda pis'ma i mezhevan'ya Nikiti Vasil'evicha Borisova i Dmitriya Аndreevicha Kikina (1565-1567 g.) [List of cadastres and plat books of Sviyazhsk town and the county from the letter and land surveying of Nikita Vasilyevich Borisov and Dmitry Andreyevich Kikin (1565-1567 yr.). In Russ.]. Kazan, 1909, pp. 117–119.

6. Документы по истории… – С. 92–95. Dokumenti po istorii… [Documents on the history…], pp. 92–95.

6. Правила издания исторических документов в СССР. – М.: Главархив СССР, 1990. – С. 42–48, 72–74. Pravila izdaniya istoricheskih dokumentov v SSSR [The rules for the publication of historical documents in the USSR. In Russ.]. Moscow, Glavarkhiv SSSR publ., 1990, pp. 42–48, 72–74; Методическое пособие по археографии. – М.: Главархив СССР, 1991. – Ч. I. – С. 55–74. Metodicheskoye posobiye po arheografii [Methodical manual on archeography. In Russ.]. Moscow, Glavarkhiv SSSR publ., 1991, section. I, pp. 55–74.

 

1593 г., мая 11. – Жалованная вотчинная грамота царя Федора Ивановича архимандриту Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря Мисаилу с братией1

(л. 129) Список з государевы грамоты слово в слово

Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Рус[ии] [с], своею царицею и великою княгинею Ириною пожалова[л] есм[и] [Бого]родицына монастыря и великого чюдотворца Николы в Свияжском городе архимарита Мисаила з брать[ею], или хто по нем в том манастыре иныи архимарит и братья буд[у]т.

Что били мне челом, царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии, из Свияжского города архимарит Мисаило з братьею, что деи за ними в Свияжском уезде сельцо на Исакове горе, деревня Малая Утякова, деревня Новое Утяково, тово ж Меньшово Утяко[ва], деревня Кичемирово, деревня Юртова, деревня Ко[…]рево2, деревня Налетово, деревня Девлезерево, сло[бодк]а на Бусурманском враге, а под нею на реке на Сулице мельница, большое колесо, слободка Медветково, деревня Новая под Вязовыми горами; да у Свияжского посаду за острогом против Серебряных ворот у К[ри]вого озера двор, а ростят на том дворе солоды на манастырской обиход. Да к Борогодицыну ж монастырю и великого чюдотворца Николы дано им за денеж[ную] ругу, за четыреста за сорок рублев деревня Хо[зя]шево, да в селе Бешбатмане деревня Тихое Плесо Ягодное, да в селе же в Хозяшеве да в селе Бешбатмане татарское выморочная роспашь, деревня Бритвина, деревня Савина на мордовском селище, да мельница против той же деревни, большое колесо, на реке на Сулице за пашенную землю, да в селе же в Бешбатмане Микулинское да Семеновское помесье Кресниковых3, да Десятовское помесье Ольгова. Да к Богородицыну ж де манастырю и чюдотоворцу Николе дана рыбная ловля в Казанском уезде в реке Волге, а ловяти десятью свяски да пятью оханы; да к Богородицыну ж де манастырю и чюдотворцу Николе под городом под Свияжском в угодья на пашню пустые порозжие полянки с ряду с их манастырскою землею слободки Медветковы: по Куларовской дороге по Момоткозин[ской] полянка Белозерова, полянка Банниковская да полянка Ивана Кирилова, да полянка Семейки Фарафонова, да полянка Горбуновская, да полянка Семена Шумихина, да полянка Гриши Межеедова; да лесу к тем полянкам пашенного и непашенного в длину от межи Медветковы слоботки да до межи Савины деревни на версту, а поперег от Куларовс (л. 130) кой и Момоткозинской дороги на полверсты до реки Сулицы. Да Богородицына же манастыря после дачи у их манастырской у деревни Савина на лесу на новой розчисти починок Федьков Косогор, да у деревни у Мизиновы пустошь, починок Дудин. Да к Богородицыну ж де манастырю и чюдотворцу Николе дано место мельничное на реке на Щуке, что была мельница Аврама Кречкова, да река Щука со озером от верхнево устья и до нижнево, да озеро Пропускное, да озеро Пещаное, да озеро Дерновое, да озерко Ольховое, да озерко Киловатое, да озерко Долгое, да озерко Тростеное и со всеми источными озерки, кои озерка впали и с истоки в те озерка. Да к Богородицыну ж де манастырю и к чюдотворцу Николе дано в Анотошского перевозу место и рыбных ловель около Свияжского города на реке на Волге рыбные ловли от Белогрецких песков на низ Волгою по Казанское устье на сорок на пять верст по обе стороны реки Волги, да рекою Свиягою от устья вверх на пять верст по Тихое Плесо и с вешними полой4; а преж того те воды были на оброке за рыбными ловцы, за Богдашком Шафранниковым с товарыщи.

И на те де их манастырские на сельцо и на жеребьи сел, и на деревни, и на починки, и на пустошь, и на полянки, и на мельницы, и на рыбные ловли нашие жаловальные грамоты, по чему им тою манастырскою землею и всяким угодьем владети, нет. И нам бы их пожаловати, велети им на ту их манастырскую землю и угодья дати нашу жаловальную грамоту, по чему им тою землею владети.

И яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, с своею царицею и великою княгинею Ириною Богородицына манастыря и великого чюдотворца Николы архимарита Мисаила з братьею, или хто по нем в том манастыре иныи архимарит и братья будут, пожаловали, на ту их манастырскую землю и на рыбные ловли, и на всякие угодья велели им дати свою царскую жаловальную грамоту5, по чему им тем нашим жалованьем владети. А оклад есмя им пожаловали, велели учинити в той их манастырской земле, и что они припахали, старого манастырского лесу на тысечю четвертей, что им роспахивати в их же манастырском лесу (л. 131). А что они в своем манастырском лесу в оклад в тысечю четвертей сверх осмисот тритцати четырех чети с полуосминою и пол-пол-третника припашут, и того у них имати не велели.

А по книгам письма Дмитрея Кикина с товарыщи лета 7076-го и по списку за приписью дьяка Грязного Ивашева 94-го году, и по сыску Ивана Головина, да дияка Левонтья Резанцова 100-го году в том сельце и жеребьях, селах и в деревнях, и в починках, и в пустоши, и в полянках написано пашни и перелогу, и с тем, что дано тому монастырю мельница, за пашню восемьсот тритцать четыре чети с полуосминою и по-пол-третника в поле, а в дву по тому ж, сена под селы и под деревнями, и на отхожих лугех на реке на Свияге три тысечи четыреста шездесят копен, лесу пашенного триста пятнатцеть десятин, да непашенного девяносто пять десятин, да лесу ж пашенного и непашенного в розни поместей6 в длину на восмь верст, а поперег на шесть верст.

Да Богородицына ж манастыря и великого чюдотворца Николы архимариту Мисаилу з братьею, или хто по нем в том манастыре иныи архимарит и братья будут, в Казанском уезде рыбные ловли в реке в Волге; а ловити им десятью свяски да пятью аханы безоброчно и безпошлинно. Да Богородицыну ж манастырю и чюдотворцу Николе по сыску Ивана Головина да дьяка Левонтья Резанцова 100-го году дано место мельничное на реке на Щуке, что была мельница Аврама Кречкова, да река Щука с озером от верхнева устья и до нижнево, да озеро Пропускное, да озеро Пещаное, да озеро Дерновое, да озерко Ольховое, да озерко Киловатое, да озерко Долгое, да озерко Тростеное, и со всеми источными озерки, кои озерка впали и с истоки в те озерка безоброчно. А оброку с тое мельницы давали в нашу казну по рублю на год, да пошлин по десети денег. Да к Богородицыну ж монастырю и к чюдотворцу Николе дано в Антошского перевозу место и рыбных ловель около Свияжского города на реке на Волге рыбные ловли сверху от Белогретцких песков на низ Волгою по Казанское устье на сорок на пять верст по обе стороны реки Волги, да рекою Свиягою от устья вверх на пять верст по Тихое Плесо и с вешними полой. А преж того те воды (л. 132) были на оброке за рыбными ловцы, за Богдашком за Шафранниковым с товарыщи; а оброку давали в нашу казну по штинатцати рублев по три алтына по четыре деньги. И с тех вод наш оброк сложен.

А владети им нашим жалованьем, теми манастырскими селы и деревнями, и починком, и пустошью, и полянки, и рыбными ловлями, и всякими угодьи по сей нашей жаловальной грамоте.

Дана грамота на Москве лета 7101-го маия в 11 день.

А назади у подлинной государевы жалованной грамоты написано: «Царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии».

Лета 7107-го марта в 13 день государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии с сыном своим, с царевичем со князем Федором Борисовичем всеа Русии, сее жаловальной грамоты слушав, Свияжского Богородицкого монастыря архимарита Сергея   з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи архимарит и братья будут, пожаловали, велел им сю жаловальную грамоту подписати на свое царское имя и рушити сее жаловальные грамоты у них ничем не велел, и ходити им велели о всем по тому, как в сей жаловальной грамоте писано. А подписал дияк Офонасей Иванов сын Власьев.

Лета 7154-го марта в 16 день Божиею милостию мы, великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, сее жаловальные грамоты слушал, а выслушав, из Свияжска Богородицкого монастыря архимарита Ермогена з братьею, или хто по нем впредь в том монастыре архимарит и братья будут, пожаловал, велел им сее жаловальную грамоту подписать на свое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии имя, и сее жаловальные грамоты рудить у них не велел никому ни чем, а велел ходить о всем по тому, как в сей жаловальной грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии диак Иван Федоров.

Лета 7186-го году марта в 20 день Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержец, сее жалованные грамоты слушав, пожаловали из Свияжску Богородицкого монастыря архимандрита Гавриила, да келаря старца Аврамия з братьею, велели им и хто по них впредь иные архимандриты и братья будут, в Казанском и в Свияжском уездех монастырскими вотчинами, селом Исаковым с селы и з деревнями, и со крестьяны, и со всякими угодьи владеть по писцовым и по переписным книгам, и по крепостям по-прежнему. А с тое монастырские вотчины со всяких угодей о наших великого государя доходех и о всяких поборех, и о судных статьях и о пошлинах быть, как о том в указе отца нашего, государева, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и в Соборном уложенье и в уставных грамотах напечатано, и после Соборного уложенья в боярских приговорех, в новых статьях написано. А потписал государев царев и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержца, диак Федор Тютчев.

НА РТ, ф. 191, оп. 1, д. 308, л. 129–132.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Список первой половины – середины XVII в., листы по краям повреждены, текст местами угасает; второй дефектный список см.: НА РТ, ф. 191, оп. 1, д. 308, л. 420–425.

2. Во втором списке далее следует «101-го», далее окончание заголовка утрачено.

3. Во втором списке окончания отчества «вич» и титула утрачены.

4. Во втором списке от слова «пожаловал» сохранилось только окончание «вал».

5. Утраченное слово восстановлено по второму списку.

6. Во втором списке «иные».

7. Во втором списке слова «что деи за ними» утрачены. 8.

Во втором списке слова «на Исакове горе, деревня» утрачены.

9. Во втором списке слова «деревня Новое Утякова, тово» утрачены.

10. Во втором списке слово «Утякова» утрачено.

11. Во втором списке слово «деревня» утрачено.

12. Во втором списке начало названия «Кичеми» утрачено.

13. Во втором списке слова «деревня Юртова, деревня» утрачены.

14. В названии деревни утрачено примерно две буквы; возможно, должно быть «Конбарево (Конбарово)»; во втором списке сохранилось окончание названия «рово».

15. Во втором списке окончание названия деревни «во» утрачено.

16. Во втором списке «Босурманском».

17. Во втором списке «слоботка».

18. Во втором списке «Медветкова».

19. Во втором списке «Свияжскова».

20. Во втором списке «Серебреных».

21. Во втором списке «Криваго».

22. Во втором списке «Бежбатмане».

23. Во втором списке «Бежбатмане».

24. Во втором списке «тотарская выморошная».

25. Во втором списке частица «же».

26. Во втором списке «Бежбатмане».

27. Буквы «кре» в фамилии повреждены; во втором списке «Крестниковы».

28. Во втором списке «Девятовское».

29. Во втором списке «ловят».

30. Во втором списке «Свияжским».

31. Во втором списке «порожжие».

32. Во втором списке «Кураловской дороге», что, по-видимому, неверно (см.: Документы по истории… – С. 43. Dokumenti po istorii… [Documents on the history…], p. 43).

33. Во втором списке «Моткозинской».

34. Во втором списке «Шюмихина».

35. Во втором списке «Кураловской» (см. прим. 32).

36. Во втором списке «Моткозинской».

37. Во втором списке «Фетьков».

38. Во втором списке далее следует частица «да».

39. Во втором списке «Анатожского».

40. Здесь и далее в документе этот термин передан так; по-видимому, имеются в виду воды весеннего половодья.

41. Во втором списке «Богданом».

42. Во втором списке «иные».

43. В публикуемом списке документа слово «грамоту» вписано над строкой.

44. Во втором списке «есми».

45. Во втором списке «учинить».

46. Во втором списке далее следует предлог «в».

47. Во втором списке далее следует предлог «в».

48. Во втором списке «десять четвертей», что явно ошибочно (см.: Документы по истории… – С. 86. Dokumenti po istorii… [Documents on the history…], p. 86).

49. Во втором списке «четвертей».

50. Во втором списке «таварыщей».

51. Во втором списке «Грязнова».

52. Во втором списке «дьяка».

53. Во втором списке «Леонтия».

54. Во втором списке «села».

55. Во втором списке «тритцать».

56. Во втором списке «лугах».

57. Так в публикуемом списке документе, по-видимому, подразумевалось «в розных поместьях»; во втором списке «в розных местех».48 А. А. Чибис Из глубины столетий.

58. Во втором списке «архимандриту».

59. Во втором списке «иные архимандриты и братия».

60. Во втором списке «оханы».

61. Во втором списке далее следует предлог «к».

62. Во втором списке «Леонтия».

63. Во втором списке «Крячкова».

64. Во втором списке «нижнева», причем буквы «ва» исправлены из других букв.

65. Во втором списке «озеро Ельховое».

66. Во втором списке «десяти».

67. Во втором списке «Бегрецких», что, по-видимому, неверно (см.: Документы по истории… – С. 87. Dokumenti po istorii… [Documents on the history…], p. 87).

68. Во втором списке слово «реки» отсутствует.

69. Во втором списке «таварыщи».

70. Во втором списке слово «назади» отсутствует.

71. Во втором списке «у подлинные».

72. Во втором списке «грамоты жалованные».

73. Во втором списке «назади написано».

74. Во втором списке «Феодор».

75. Во втором списке «Росии».

76. Во втором списке «Феодорович».

77. Во втором списке «Феодором».

78. Во втором списке «Росии».

79. Во втором списке «сея».

80. Во втором списке «архимандрита Сергия».

81. Во втором списке «иные архимандриты будут и братия».

82. Во втором списке «велели».

83. Во втором списке «сея».

84. Во втором списке «грамоты жаловальные».

85. Во втором списке «дьяк».

86. Во втором списке далее следует «Да на той же государеве грамоте назади написано».

87. Во втором списке «Росии».

88. Во втором списке «сея».

89. Во втором списке «архимандрита».

90. Во втором списке «архимандрит и братия».

91. Во втором списке «сея».

92. Во втором списке «Росии».

93. Во втором списке «сея».

94. Во втором списке «Росии».

95. Во втором списке слово «году» отсутствует.

96. Во втором списке «братия».

97. Во втором списке «уезде».

98. Во втором списке «уложения».

99. Следующий далее текст вплоть до слова «самодержца» включительно во втором списке отсутствует.

100. Во втором списке «Дьяк».

101. В публикуемом списке документа текст подтверждения 1678 г. написан почерком, отличным от того, которым написан текст грамоты и подтверждения 1599, 1646 гг.

 

Список литературы

Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР (вторая половина XVI – середина XVII в.): тексты и комментарии / Сост. И. П. Ермолаев, Д. А. Мустафина. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 206 с.

Чибис, А. А. Монастыри правобережной части Казанской земли во второй половине XVI – первой половине XVIII веков: функционирование, землевладение и хозяйство. Дис… канд. ист. наук. – Чебоксары, 2011. – 268 с.

Яблоков, А. Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске Казанской губернии. – Казань, 1907. – 179 c.

 

References

Dokumenti po istorii Kazanskogo kraya iz arhivohranilishch Tatarskoy АSSR (vtoraya polovina 16 – seredina 17 v.): teksti i kommentarii. Sost. I. P. Ermolayev, D. А. Mustafina [ERMOLAYEV, I. P., MUSTAFINA, D. А. (comp. by). Documents on the history of Kazan region from the archives of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (the latter 16th and mid 17th centuries): texts and comments. In Russ.]. Kazan, Izd-vo Kazanskogo universiteta publ., 1990, 206 p.

CHIBIS, А. А. Monastiri pravoberezhnoy chasti Kazanskoy zemli vo vtoroy polovine 16 – pervoy polovine 18 vekov: funktsionirovaniye, zemlevladeniye i hozyaystvo. Dis… kand. ist. nauk [Monasteries of the right-bank part of Kazan land in the latter 16th – early 18th centuries: functioning, land ownership and economy: Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Cheboksary, 2011, 268 p.

YABLOKOV, А. Pervoklassniy muzhskoy Uspensko-Bogoroditskiy monastir' v gorode Sviyazhske Kazanskoy gubernii [First-class Sviyazhsk Assumption Monastery, Kazan province. In Russ.]. Kazan, 1907, 179 p.

 

Сведения об авторах

Чибис Александр Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, chib0701@yandex.ru

 

About the authors

Alexander A. Chibis, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at I. N. Ulyanov Chuvash State University, chib0701@yandex.ru

 

В редакцию статья поступила 28.12.2016 г., опубликована:

Чибис, А. А. Жалованная грамота 1593 г. Свияжскому Успенско-Богородицкому монастырю // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 1/2. ‒ С. 39‒49.

 

Submitted on 28.12.2016, published:

CHIBIS, А. А. Zhalovannaya gramota 1593 g. Sviyazhskomu Uspensko-Bogoroditskomu monastiryu [The Charter of 1593 to Sviyazhsk Assumption Monastery. In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov / Echo of centuries, 2017, no. 1/2, pp. 39‒49.

OTHER ARTICLES
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств
К началу Первой мировой войны медицинский факультет Казанского университета имел 110-летнюю историю и сложившиеся традиции подготовки профессиональных медицинских кадров высшей ква