Моргунов К. Г. Деятельность органов земского самоуправления по развитию народного хозяйства в Таврической губернии

Статья посвящена исследованию работы земских органов Таврической губернии по вопросам развития экономического потенциала народного хозяйства региона. Территориальные рамки исследования охватывают Таврическую губернию, где с 1866 г. начинают функционировать органы земского самоуправления. В работе рассмотрена земская деятельность по совершенствованию сельскохозяйственного потенциала губернии: земледелия, животноводства, садоводства, виноградарства и табаководства. Актуальность и новизну работе добавляет определение основных причин активности органов земского самоуправления в данном вопросе. В исследовании представлены основные мероприятия, проводимые земскими органами по модернизации сельскохозяйственных возможностей губернии: решение вопросов водоснабжения региона, железнодорожного строительства и сельскохозяйственного кредитования населения. В заключительной части приводятся положительные результаты земской деятельности по развитию экономического потенциала Таврической губернии, ее значение для модернизации народного хозяйства и развития сельскохозяйственного предпринимательства, а также рассмотрены некоторые недочеты работы органов местного самоуправления в этом отношении.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
23.06.2021
Purchase an electronic version:
0 rub
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2021
Ознакомительная часть статьи

Деятельность органов земского самоуправления Таврической губернии по развитию народного хозяйства в регионе не являлась основным направлением работы этих учреждений. Вся хозяйственная деятельность земств в целом была направлена на решение основных острых проблем губернии. К числу хозяйственных проблем региона, требующих незамедлительного решения, земскими собраниями были отнесены вопросы восстановления сельскохозяйственного производства региона (развитие земледелия, животноводства, садоводства, виноградарства и табаководства), что в свою очередь было невозможно без преодоления трудностей в вопросе водоснабжения и строительства железнодорожного сообщения к рынкам сбыта продукции. С первых дней своего существования органы земского самоуправления Таврической губернии ставят вышеперечисленные проблемы в качестве приоритетных.

Работа земств по развитию народного хозяйства Таврической губернии была начата с восстановления сельскохозяйственного потенциала края. Одним из первых земских собраний, которое вынесло данный вопрос на обсуждение, было собрание Симферопольского уезда. В сентябре 1866 г. здесь был поднят вопрос о способах развития сельскохозяйственного производства. Кроме земледелия, в сельском хозяйстве Симферопольского уезда также преобладало скотоводство, табаководство, виноградарство и садоводство, однако данные отрасли в своем развитии существенно отставали1. Земское собрание постановило изучить причины упадка этих отраслей хозяйства и провести ряд мероприятий по их восстановлению2. В марте 1867 г., по инициативе уездного земского собрания, была создана специальная комиссия в составе пятнадцати человек, для проработки вопроса улучшения положения в сельскохозяйственном секторе уезда3. После завершения работы комиссии, уездная земская управа среди причин задержки развития отрасли выделила дороговизну рабочей силы и, как следствие, ее недостаток, отсутствие в регионе железнодорожного сообщения, недостаток спроса в уезде на данную продукцию, а также разрушительные последствия Крымской войны.

Среди первоочередных мер земским собранием Симферопольского уезда было принято решение об обращении в правительство страны с ходатайством об открытии в коммерческом банке г. Симферополя специального кредита для земледельцев уезда. В 1869 г., для поддержки сельскохозяйственных производителей, губернское земское собрание принимает решение о создании капитала сельской промышленности, на который было выделено 200 тысяч рублей. Кредит выдавался сроком до 10 лет, в размере до 5 тысяч рублей, и сроком до 1 года, в размере до 500 рублей, под залог готовой продукции предприятий (фруктов, вина, зерна и т. д.).4 Для выдачи более мелких кредитов, с 1871 г. при уездных управах Таврической губернии стали создаваться специальные ссудо-сберегательные товарищества5. Органы земского самоуправления стали посредниками между продавцами и покупателями земли в уездах, для чего был создан сберегательный фонд в размере 150 тысяч рублей. Срок кредитования в Таврической губернии был одним из самых протяженных в стране и достигал 20 лет6.

Также среди первоочередных мер, земским собранием Симферопольского уезда было принято решение о строительстве железнодорожного сообщения в Таврической губернии, для связи последней с Харьковской губернией и центральной Россией7, что, по мнению земского собрания, должно было способствовать открытию новых рынков сбыта и, как следствие, подъему в развитии сельскохозяйственного потенциала уезда и губернии.

Осознавая важность и необходимость решения вопроса железнодорожного строительства для экономического развития губернии, губернское земское собрание в 1868 г. выносит данный вопрос на обсуждение.

На заседании собрания было представлено два предполагаемых проекта строительства железной дороги в Таврическую губернию. Первый проект предполагал строительство железнодорожной ветки от Кременчуга в Севастополь через Перекоп. По второму проекту предлагалось строительство железнодорожного пути от станции Лозовая (Харьков) в Севастополь и Феодосию через Сиваш8. По результатам обсуждений и голосования было отдано предпочтение второму варианту, так как, по мнению большинства губернских гласных, строительство двух железнодорожных веток на Севастополь и Феодосию было способно покрыть нужды губернии даже на перспективу, и к данному вопросу в будущем не пришлось бы возвращаться снова.

Для дальнейшего продвижения в реализации проекта, губернское земское собрание отправило в г. Петербург специальную комиссию от земства – для обсуждения вопроса строительства дороги с правительством страны. В состав комиссии вошли: гласный Мелитопольского уездного земского собрания Л. Гофман и член губернской земской управы С. Ашер, которым из губернских земских сумм на трехмесячную командировку было выделено полторы тысячи рублей9. В Петербурге проект постройки железной дороги с веткой на Феодосию был поддержан военным министром и министром финансов России, но не нашел поддержки у министра путей сообщения, так как, по его мнению, это существенно задержало бы сроки реализации проекта. Члены губернской комиссии, возвращаясь из столицы в Симферополь и желая все-таки заручиться поддержкой в вопросе постройки железной дороги с Феодосийской веткой, заехали в Екатеринослав. Здесь Л. Гофман и С. Ашер пытались договориться с гласными Екатеринославского губернского земского собрания о совместных усилиях в реализации проекта. По мнению членов комиссии, данный проект должен был заинтересовать представителей Екатеринославского земства, так как территория Екатеринославской губернии являлась транзитной, и планируемое строительство железной дороги было выгодно обеим губерниям, однако поддержку здесь члены комиссии не нашли10. Таким образом, после нескольких неудачных попыток лоббирования реализации второго проекта, была начата работа по строительству железной дороги на Севастополь. 15 ноября 1873 г., благодаря усилиям земских органов, было завершено строительство железнодорожной ветки и запущено регулярное сообщение из Лозовой в Севастополь.

Железнодорожное сообщение было не единственной инфраструктурной проблемой губернии. Земским органам предстояло решить вопрос усовершенствования шоссейных дорог региона, который являлся не менее острым. Данный вопрос впервые был поднят в 1867 г. земской управой Симферопольского уезда. В докладе управы отмечалось крайне запущенное состояние дорог, что создавало помехи для организации перевозок, особенно грузовых, в зимний период. Состояние дорог часто отражалось на дороговизне продаваемых товаров в г. Симферополе, в частности хлеба. Земская управа выступала с предложением приведения дорог в порядок в кратчайшие сроки, с целью развития всех отраслей промышленности в уезде и губернии11. Постепенно этот вопрос становится предметом обсуждения всех уездных земских собраний Таврической губернии. Для решения данной задачи губернским и земскими собраниями выделялись значительные средства. В целом, дорожное строительство в первое десятилетие земской деятельности было основным источником расходов земских сумм, многие уезды Таврической губернии выделяли на эти цели до 70 % средств всех обязательных расходов12.

Для развития сельскохозяйственного потенциала Таврической губернии большое значение имели такие отрасли как садоводство и виноделие, которые являлись одними из самых выгодных сельскохозяйственных отраслей, неслучайно земские органы в первые годы прилагали большие усилия для их восстановления.

До появления земств садоводство и виноградарство в губернии практически не развивались13, исключение составляли Бердянский и Мелитопольский уезды, в относительно удовлетворительном состоянии находились угодья Ялтинского, Симферопольского и Феодосийского уездов. В Перекопском и Евпаторийском уездах садоводство и виноградарство практически отсутствовали. Крымский урожай ягод и фруктов обычно отправлялся на продажу на основные рынки сбыта по реке Днепр в города Екатеринослав, Херсон и Николаев14.

В первые годы земской деятельности губернское собрание уделяло большое внимание развитию виноградарства и виноделия в регионе. К 1866 г. Таврическая губерния находилась на третьем месте в стране по объемам винопроизводства и количеству виноградников15, но их состояние не позволяло местным товаропроизводителям достойно конкурировать с импортной продукцией. Для решения этой проблемы, в декабре 1869 г. губернским земским собранием было принято решение об увеличении пошлин на ввоз иностранных винных продуктов, с целью поддержания местных производителей.

Значительные успехи в работе по развитию виноградарства и садоводства были достигнуты земским собранием Ялтинского уезда, которое с 1867 г. организовывало в уезде съезды сельскохозяйственных производителей. На съездах решались вопросы о способах и мерах борьбы с главным виноградным вредителем – насекомым филлоксерой. Решением съезда, в с. Магарач Ялтинского уезда для подготовки виноделов и садоводов было создано специальное училище, по инициативе съезда, земское собрание пригласило на работу из Петербурга химика и ученого-садовника, которые обучали местное население новейшим техникам садоводства и способам улучшения виноделия. Кроме этого, в Ялтинском уезде было создано «Общество виноделов и садоводов», организовывались выставки садоводства, виноделия и табаководства, а для организации финансовой помощи земледельцам уезда было создано «Общество взаимного кредита»16.

Вопрос развития виноделия снова стал предметом обсуждения Ялтинского уездного земского собрания в начале 1870-х гг. На этот раз земская активность была вызвана падением спроса на крымские вина, из-за семикратного понижения таможенного налога на вина греческих производителей17. В 1870 г. на съезде сельскохозяйственных производителей Ялтинского уезда поднимался вопрос восстановления репутации местных вин на российском рынке. Земское собрание Ялтинского уезда нашло выход из сложившегося положения, путем проведения в г. Москве, при поддержке правительства, специальных выставок виноделия и садоводства крымских, бессарабских, кавказских и донских производителей, о чем ходатайствовало перед министерством государственных имуществ18.

В середине 1870-х гг. данный вопрос стал предметом обсуждения на этот раз уже губернского земского собрания. На заседании собрания в 1875 г. гласных от Ялтинского уезда беспокоило отсутствие сбыта крымских вин и фруктов на российском рынке, чему препятствовала дороговизна тарифов железнодорожных перевозок19. Губернское земское собрание приняло решение ходатайствовать об уменьшении тарифа перед правительством, о дальнейшей судьбе данного решения, к сожалению, не известно, в земских документах оно больше не встречается.

Особый этап в развитии садов в Таврической губернии наступил после завершения строительства железнодорожного сообщения, но ситуация очень осложнялась дефицитом водных ресурсов в регионе, нехваткой качественных посадочных материалов и отставанием в техническом развитии.

Первая проблема заключалась в том, что в губернии не соблюдались испокон веков существовавшие правила полива, которые заключались в том, что сперва должны были поливаться нижние и только после этого верхние сады. Это еще сильнее осложняло и без того непростую ситуацию вододефицита в губернии. Зачастую садоводам приходилось привозить воду для полива за несколько верст20.

В 1876 г. на заседании губернского земского собрания был поднят вопрос принадлежности водных источников в губернии. Гласные собрания оживленно обсуждали, кому в действительности принадлежит вода: населению или владельцам источников. В конечном итоге, губернское земское собрание постановило разработать правила пользования проточными водами в регионе21. В каждом уезде владельцы должны были организовывать съезды для составления правил пользования водой, по каждой речке в отдельности. Таким образом были организованы Каченский, Бельбекский, Зуйский, Альминский, Симферопольский и Карасубазарский съезды. На съездах были серьезные разногласия между владельцами верхних и нижних садов, поэтому многие их них, как, например, Симферопольский съезд, вообще отказались от разработки правил22. Для решения этой проблемы губернское земское собрание создало выездную комиссию, которая определила, что вода в реках на протяжении всего русла принадлежит всем землевладельцам в равных правах23. Решением комиссии, от каждого участка были избраны эксперты, которые должны были следить за разделением воды между пользователями, за нарушение правил пользования водой губернским земским собранием был установлен штраф в размере 100 рублей24.

Губернское земское собрание утвердило также и специальный обводнительный капитал. Деньги в кредит, до 5 тысяч рублей, из капитала мог получить любой желающий, при условии, что предложенный им объем работ будет способен принести пользу не меньше чем трем землевладельцам25. Безусловно, для полноценного водообеспечения губернии, всех вышеперечисленных мер, принимаемых земствами, было крайне недостаточно, но точечно данную проблему земским органам все-таки удавалось решать.

Второй проблемой в развитии садов была нехватка в губернии собственных качественных посадочных материалов. Для преодоления этой проблемы земским собранием Днепровского уезда в 1886 г. в селе Большие Копани был организован первый в губернии питомник. В 1887 и 1888 гг. населению уезда из этого питомника было выдано, по 5 копеек за штуку, 60 тысяч саженцев садовых деревьев26. Земским собранием соседнего Бердянского уезда в г. Ногайске был создан питомник по выращиванию фруктовых деревьев, из которого жители уезда могли получить саженцы совершенно бесплатно27.

Третья проблема заключалась в техническом отставании региона и страны в целом. Для интенсификации развития сельскохозяйственного сектора в губернии необходимо было постепенно переходить к интенсивному типу ведения хозяйства, что требовало закупки сельскохозяйственной техники. В 1873 г. губернским земским собранием было принято решение о создании при губернской управе фонда в размере 5 тысяч рублей, для выдачи кредитов на покупку сельскохозяйственных машин28. Кроме этого, уездными земскими органами в губернии был образован склад сельскохозяйственной техники, которую покупали за счет губернской управы и продавали землевладельцам на льготных и более выгодных условиях29.

Немалую роль в сельском хозяйстве Таврической губернии играло и животноводство. В 1860-е гг. в Таврической губернии активно развивалось овцеводство, насчитывалось более 250 тысяч голов овец30. Со временем овцеводство стало приходить в упадок, и это стало еще одной заботой земских органов. В 1869 г. губернским земским собранием подробно изучались причины данного упадка и прорабатывались меры по восстановлению отрасли.

Среди основных причин упадка земством были выделены низкие тарифы импорта на российский рынок разных видов шерсти из-за рубежа, что привело к падению цены на товары местных животноводов. К примеру, в 1867 г. пуд шерсти оценивался в розничной продаже в 9,5 рублей, а в 1869 г. – в 6 рублей, поэтому многие животноводы терпели убытки31. Губернское земство предлагало ходатайствовать о введении в стране покровительственного тарифа до тех пор, пока в Таврической губернии не появится железнодорожное сообщение для сбыта продукции на российский рынок32.

Введения покровительственного тарифа не произошло, а появление железнодорожного сообщения способствовало развитию зернового хозяйства, что спровоцировало резкий рост цены на землю и, как следствие, неплатежеспособность животноводов. Скотоводство как отрасль хозяйства в Таврической губернии перестает существовать. Возрождение животноводства в губернии происходит в 1880-х гг., только теперь разводить стали крупный рогатый скот. Благодаря усилиям земских органов, Таврическая губерния входила в число лидирующих регионов – в данный период в губернии на 100 жителей приходилось порядка 150 голов крупного рогатого скота. Для сравнения, в центральных губерниях – около 60 голов33.

Помимо вопросов сельскохозяйственной модернизации региона, земские органы Таврической губернии также вели экономическую деятельность по улучшению положения крестьянского населения. Существование крестьянских обществ земствами было признано одной из причин экономического упадка, так как крестьяне постоянно нуждались в кредитах продовольственного капитала губернского земства34. Данный капитал был создан в 1866 г., его сумма составляла 110 тысяч рублей35. В условиях жаркого климата, неурожаи в Таврической губернии были частым явлением, поэтому крестьянские общества ежегодно обращались за ссудами к земским собраниям36. Для решения этой проблемы земствами создавались хлебные и продовольственные склады-магазины, которые пополнялись за счет натурального налога с каждого крестьянского общества. По специальному разрешению земских управ крестьянам можно было получить ссуду в таких складах37.

Подводя итог экономической политике земских органов, можно сделать вывод о том, что она не всегда являлась последовательной, но всегда была направлена на улучшение экономического положения региона. Экономическая деятельность требовала консолидации усилий земских органов и общественности. Многие проблемы невозможно было решить только лишь усилиями одного Таврического земства, здесь была острая необходимость объединения усилий всех земских органов страны либо соседних регионов. На этот счет губернское собрание не раз ходатайствовало об открытии собрания всех представителей земств России.

В значительной мере земскими органами не были достигнуты ощутимые положительные результаты по всем направлениям экономической политики, но, в целом, меры, предпринимаемые земством по модернизации народного хозяйства Таврической губернии, имели большое значение для развития предпринимательства в сельскохозяйственном секторе.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

Государственный архив Республики Крым (ГА РК), ф. 61, оп. 1, д. 3, л. 23.

Там же, л. 24.

Там же, д. 13, л. 96.

Там же, д. 7, л. 366.

Зак Л. С. Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времени открытия земских учреждений в Таврической губернии. – Симферополь, 1909. – С. 355.

Веселовский Б. Б. История земства. – СПб.: Издательство О. Н. Поповой, 1909. – Т. 2. – С. 63.

ГА РК, ф. 61, оп. 1, д. 37, л. 51.

Там же, ф. 60, оп. 1, д. 5, л. 99.

Там же, л. 100.

Там же, л. 107.

Там же, ф. 61, оп. 1, д. 3, л. 38.

Там же, ф. 60, оп. 1, д. 41, л. 42.

Вернер К. А. Памятная книга Таврический губернии. – Симферополь, 1889. – С. 68.

Там же. – С. 71.

Там же. – С. 15.

ГА РК, ф. 60, оп. 1, д. 14, л. 140.

Постановления Ялтинского уездного земского собрания 1871 года. – Симферополь, 1872. – С. 113.

Там же. – С. 133.

ГА РК, ф. 60, оп. 1, д. 14, л. 215.

Вернер К. А. Указ. соч. – С. 65.

ГА РК, ф. 60, оп. 1, д. 3, л. 9.

Там же, л. 130.

Там же, л. 91.

Там же, л. 96.

Там же, д. 10, л. 636.

Вернер К. А. Указ. соч. – С. 71.

Сборник постановлений Бердянского уездного земского собрания с 1866 по 1908 год. – М., 1910. – Т. 3. – С. 408.

ГА РК, ф. 60, оп. 1, д. 14, л. 73.

Там же, л. 74.

Секеринский С. А. Сельское хозяйство и крестьянство Крыма и Северной Таврии в конце XVIII – начале XX в. (1783-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Львов, 1974. – С. 27.

ГА РК, ф. 60, оп. 1, д. 7, л. 106.

Там же, л. 107.

Веселовский Б. Б. Указ. соч. – С. 179.

ГА РК, ф. 60, оп. 1, д. 14, л. 38.

Там же, ф. 61, оп. 1, д. 13а, л. 105.

Там же, ф. 60, оп. 1, д. 11, л. 66.

Там же, ф. 61, оп. 1, д. 84, л. 13-14.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
OTHER ARTICLES
На конкретных примерах рассмотрены формы и методы идеологической работы государства с молодежью через структуры ВЛКСМ.
Речь идет о малоизвестных страницах предблокданой эвакуационной эпопеи: в отличие от истории эвакуации Эрмитажа и Русского музея, сюжеты вывоза других музеев северной столицы и ее
Статья посвящена образованию Особого технического бюро № 40 (ОТБ № 40) и его деятельности в годы Великой Отечественной войны, заложившей основы так называемой «химической шарашки»
В публикации рассматриваются основные этапы появления и перемещения документов военной истории в фондах Государственного архива Республики Татарстан.
В статье на основе широкого круга источников реконструируется система школьного обучения в Мензелинске – уездном центре Уфимской губернии. Приводится краткий обзор развития учебных
Статья посвящена археографическому анализу научно-документальных изданий (публикаций) республиканских архивов ТАССР, составляющих историко-культурное наследие республики и страны.