А. Т. Юнусова. О чем рассказывают стенограммы (к 85-летию со дня рождения Т. А. Миннуллина)

Статья посвящена выступлениям известного общественного деятеля, народного писателя Республики Татарстан, лауреата Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского Туфана Миннуллина в Верховном Совете Татарской АССР в ноябре-декабре 1989 г. В марте этого года Туфан Абдуллович Миннуллин был избран народным депутатом СССР и активно включился в работу съездов народных депутатов. Это хорошо заметно и по выступлениям в Верховном Совете Татарской АССР. Туфан Миннуллин более известен как автор популярнейших пьес, еще при жизни признанный классиком татарской драматургии. Его перу принадлежат десятки драматических произведений. Необходимо отметить, что Туфан Миннуллин и замечательный публицист. Его работа в этом жанре тесно взаимосвязана и с его депутатской деятельностью. Выступления, приведенные в статье, несмотря на свою компактность, удивительным образом сумели вобрать в себя весь спектр вопросов, над которыми впоследствии работал депутат Туфан Миннуллин. Это развитие культуры, образования, науки, языка, это доступность социальных благ для всех граждан, это сохранение и развитие межнационального согласия в обществе. При подготовке статьи были изучены стенографические отчеты заседаний Верховного Совета Татарской АССР, документы, представленные на сайте Электронного музея конституционной истории России, созданного при участии Российского исторического общества, Академического учебно-научного центра РАН-МГУ, Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.
SECTION:
ARTICLE TYPE:
Персоналии
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
07.12.2020
Purchase an electronic version:
0 rub
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2020
Ознакомительная часть статьи

Туфан Миннуллин – известный драматург, автор популярнейших произведений «Старик из деревни Альдермеш», «Колыбельная», «Зятья Горгори» и др. Помнят его как пламенного публициста, последовательно отстаивавшего право татарского народа на равноправие наравне с другими народами Российской Федерации, ратовавшего за гармоничное развитие татарской национальной культуры, образования и науки, родного языка. Жители республики были наслышаны о Туфане Миннуллине, как о народном избраннике, депутате.

Хотя вся страна в годы перестройки с большим интересом смотрела трансляции со съездов народных депутатов СССР, впоследствии этот интерес понемногу угас, а сегодня дебаты законодателей разных уровней вообще не вызывают массового внимания. Жаркие дебаты рубежа 80-90-х гг. прошлого столетия уже и подзабылись, а ведь страсти кипели нешуточные. Люди, как бы проснувшись от долгой спячки, пытались стремительно изменить жизнь в лучшую сторону. В стремнине этих процессов находился и Туфан Абдуллович Миннуллин.

Не будучи ни юристом, ни экономистом, практически не имея бюрократического опыта, Туфан Миннуллин именно в те годы стал заметной политической фигурой. Бунтарский дух, независимый характер творца, вся предыдущая жизнь породили феномен народного избранника, о котором даже сейчас, спустя почти десятилетие после его кончины, люди говорят: «Не было, нет и не будет такого депутата как Туфан. Только он понимал народ».

В статье вниманию читателей представлены два выступления Туфана Миннулина на одиннадцатой и двенадцатой сессиях Верховного совета Татарской АССР 11-го созыва. Это ноябрь-декабрь 1989 г. В это время Туфан Абдуллович был народным депутатом СССР.

Как известно, первые выборы народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г.

На сайте Электронного музея конституционной истории России есть такая информация:

«Согласно Закону СССР от 1 декабря 1988 г. “О выборах народных депутатов СССР”, Съезд народных депутатов СССР формировался следующим образом: 750 депутатов избирались по территориальным округам на основе равного избирательного права, 750 – таким же образом по национально-территориальным округам, еще 750 составляли не избранные, а назначенные депутаты. 100 из них представляли КПСС, 100 – государственные профсоюзы, 75 – ВЛКСМ. Остальные места распределили между собой общественные организации, научные общества, творческие союзы. Выборы в общественных организациях проходили в период с 11 по 23 марта 1989 г.»1.

Впервые выборы народных депутатов СССР проходили на альтернативной основе. При этом на выборах потерпели поражение около 20 % секретарей КПСС республиканского и областного уровня, а также многие представители из командования военных округов. «Выборы, ставшие альтернативой номенклатурного назначения, вывели на политическую арену новых лидеров не по отлаженным карьерным лабиринтам, а благодаря их личным качествам»2.

Альтернативные выборы, общая атмосфера в обществе, окрыленном перспективой свободы, подвигли Туфана Миннуллина на открытую политическую активность. Казалось, что появилась реальная возможность поднять статусы автономных образований до статуса союзных республик. Он со всей искренностью и присущим ему напором принялся продвигать эту идею. Тем более, что сама повестка работы Верховного Совета СССР, да и в других властных структурах в то время сопутствовала этому. 20 сентября 1989 г. на пленуме ЦК КПСС была принята платформа КПСС «Национальная политика партии в современных условиях», а на следующий день Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О первоочередных мерах по совершенствованию законодательства СССР в области межнациональных отношений».

И именно поэтому выступления Туфана Миннуллина в Верховном совете Татарской АССР пронизаны идеей равенства всех национальных административных образований СССР, а также тех вопросов, которые и в последующем были на острие внимания депутата. Это вопросы развития культуры, сохранения и укрепления межнационального согласия, обеспечения социальными гарантиями каждого жителя республики.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Сайт Электронного музея конституционной истории России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusconstitution.ru/timestream/event/61/.

2. Крыштановская О. В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. – 1995. – № 1. – С. 11.

 

№ 1. Выступление Т. Миннуллина на заседании одиннадцатой сессии Верховного совета Татарской АССР 11-го созыва

3-4 ноября 1989 г.

Дорогие товарищи депутаты! Скажу откровенно, я очень волнуюсь. Очень даже волнуюсь. Поэтому, немного успокоившись, я начну, наверное, с замечаний чисто редакционного характера. Это замечания по статье 6 проекта Закона о выборах народных депутатов Татарской АССР. Там написано: «Граждане РСФСР и других союзных республик» – это, наверное, граждане СССР. Мне кажется, надо просто писать «граждане СССР». Второе, об этом было уже сказано. В каком количестве трудовые коллективы имеют право выдвигать кандидатов. Тут написано «не менее 300 человек». Я не совсем согласен с таким определением, потому что иногда это приводит к тому, что выдвигающие коллективы не очень знают друг друга, а также выдвигаемого кандидата. Чтобы тщательно подходить к кандидатуре, надо со всех сторон знать ее. Один из примеров – Союз писателей. Сто восемьдесят шесть членов Союза писателей. Я думаю, что эта организация солидная в республике, конечно, не хочется отделить ее от других, но это одна из тех общественных организаций, которая занимается культурой народа. Поэтому здесь такое определение – 300 человек, мне кажется, вряд ли целесообразно. Писатели вполне могут выдвигать своего кандидата в депутаты. Я думаю, вы никто не будете возражать, что из писательской организации должен быть один депутат в Верховном Совете республики.

Второе, товарищи, и самое главное, ради чего я вышел на трибуну – это межнациональный вопрос. Здесь я хочу, чтобы меня поняли и заранее не навешивали какие-то ярлыки. Меня этот вопрос беспокоит, и самое главное, у меня нет ответа на этот вопрос. Поскольку Верховный Совет – это думающий орган республики, давайте думать сообща.

У нас республика многонациональная. Вот недавно я получил и познакомился с результатом переписи 1989 г. В нашей республике проживает один миллион 760 тысяч татар, один миллион 570 тысяч русских, 134 тысячи чувашей, мордвы и удмуртов.

Выборы должны быть демократичны, об этом разговора не может быть. Депутаты должны быть подготовлены со всех сторон, независимо от занимаемого поста, независимо от национальной принадлежности – это бесспорно. Но у меня возникает вопрос. Добьемся ли мы полным демократическим путем желаемого соотношения состава Верховного Совета в национальном смысле, чтобы там были представлены все народы, живущие на территории этой республики. Этот вопрос меня беспокоит по результатам выборов народных депутатов СССР, особенно в городах. Я об этом говорил в своем выступлении на первом съезде народных депутатов СССР.

Мне кажется, сегодня если нет такой спешной необходимости, может быть, если голосовать, чтобы этот проект стал законом, то этот вопрос поставить на завтра? На завтра, чтобы мы думали сегодня. Просто серьезно, серьезно думали, чтобы прийти к тому, чего мы желаем. Извините, что у меня нет предложения, (обычно говорят: если ты ставишь вопрос, то давай предложение). В данном случае я не могу этого. Но эта тревога во мне живет. Я не могу не разделить эту тревогу, потому что я такой же депутат, мы несем такую же ответственность, как все.

Заседания Верховного совета Татарской АССР, одиннадцатая сессия 11-го созыва, 3-4 ноября 1989 г.: стенографический отчет.

№ 2. Выступление Т. Миннуллина на заседании двенадцатой сессии Верховного совета Татарской АССР 11-го созыва

8 декабря 1989 г.

Уважаемые товарищи депутаты! Я начну свое выступление с оглашения одной переписки: «Все мы знаем о том, что в нашей республике остро стоит вопрос о строительстве жилья и объектов соцкультбыта. Объясняется это дефицитом строительных мощностей. В связи с этим у меня вопрос к руководителям Камгэсэнергостроя: ведете ли вы строительство жилья и объектов соцкультбыта или другие виды строительства вне нашей республики? Если да, какова доля такого строительства?»

На этот вопрос руководство «Камгэсэнергострой» ответило: в 1989 году на площадке башкирской АЭС построено 60 тыс. кв. метров жилья, на площадках газоперекачивающих станций в 1989 году будет построено 7 тыс. кв. метров. Остальное жилье – в Татарии.

Кирпичное строительство жилья идет только в нашей республике. Стройматериалы в другие республики не отвлекаются. Вот такой ответ.

Но, я слышал, товарищи, о некоторых других строительных объектах, в частности это пансионат на юге для Минэнерго и другие объекты. Ну, дело не в том. Когда я послушал выступление товарища Исхакова К. Ш., мне его по человечески стало жалко. В каком он находится положении, будучи председателем огромного исполкома городского совета? 130 тысяч семей сегодня нуждаются в жилье, а это, товарищи, столица республики, где все дымит, пыхтит, где завод на заводе, и столица в таком плачевном состоянии. У нас в республике имеется четыре строительных кита: Камгэсэнергострой, Татстрой, Татнефтегазстрой, Татэнергострой. Что это, товарищи? Неужели эти строительные организации, такие крупные объединения, ничего не могут строить для нашей столицы. По-моему, наш Верховный Совет имеет право от них потребовать, чтобы они не забыли о нашей столице и не только думали о своей выгоде, а думали о том, что нужно народам, живущим в этой республике.

Второй вопрос. Товарищи, у меня в депутатском наказе было строительство телевизионной ретрансляционной станции в поселке Шемордан. Потому что жители Кукморского, Сабинского и Балтасинского районов не могут смотреть передачи Казанской студии телевидения. Я об этом уже говорил, и не стану повторять, для чего это нужно. Но когда я начал разбираться в этом вопросе, я утонул в бюрократических неурядицах, я окончательно запутался, кто кому что должен делать. Вот, хочу здесь, на этой сессии услышать конкретные ответы от Управления связи, от Совета Министров Татарской АССР: в чем дело сейчас, на какой стадии? Совмин говорит, нет проекта, а в Управлении связи говорят – проект есть, Совмин не хочет включить в капитальное строительство. Пожалуйста, на этой сессии ответьте мне на этот вопрос, чтобы мог я доложить своим избирателям.

Третий вопрос. О проекте Закона о собственности. Товарищи, вы, наверное, читали его. Я не стану пересказывать этот проект. Там есть альтернативное предложение народных депутатов СССР от автономных образований. Вот здесь в статье 23 мы хотим включить такое предложение – абзац 2 пункта 2 статьи 23 изложить в редакции: «Автономные образования имеют такие же права собственности, как и союзные республики, обладают всеми полномочиями субъекта права собственности на землю и другие природные ресурсы в пределах своих территорий».

Товарищи, это опубликовано, это народом обсуждается. Мне хочется, чтобы наш Верховный Совет одобрил наше предложение, чтобы мы могли выступать от имени Верховного Совета нашей республики. Я думаю, вы не будете против такого изложения. Я думаю, вы меня поддержите, и я об этом буду излагать там, на сессии Верховного Совета СССР.

Заседания Верховного совета Татарской АССР, двенадцатая сессия

11-го созыва, 8 декабря 1989 г.: стенографический отчет.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
OTHER ARTICLES
В статье исследовано политическое развитие Республики Татарстан в период от принятия Декларации о государственном суверенитете 30 августа 1990 г. до заключения 15 февраля 1994 г. д
Рассматривается источниковый потенциал фотодокументов в изучении истории ТАССР. Вводятся в научный оборот фотографии, сделанные американским историком архитектуры и фотографом, про
В годы Великой Отечественной войны значение Татарской АССР как сельскохозяйственного региона значительно возросло. На трудовом фронте основные тяготы военного лихолетья легли на же
Статья посвящена женщинам Чувашской Рес­публики, участвовавшим в военных действиях на фронтах Великой Отечественной войны, и тем, кто ковал победу в тылу.
Перед автором стоит задача показать историческую ценность агиографических данных: о состоянии земледелия и ирригации, о взаимоотношениях между суфийскими шейхами и торговцами, о ро
Автор дает информацию об истории и развитии Юнусовского прихода, показывает социальный статус жителей, выделяет имена знатных родов. На материалах метрических книг приводится стати