Л. А. Бушуева. Технический вуз советской провинции на фоне эпохи революционных преобразований (к 100-летию Казанского политехнич

В статье исследован начальный период существования первого в Казани высшего технического учебного заведения ‒ Казанского политехнического института. Его появление в 1919 г. до сих пор остается одной из самых малоизученных страниц истории образования Казанской губернии и ТАССР. В работе подробно рассмотрены обстоятельства учреждения института. Показано, каким образом складывалась организация этого учебного заведения, формировался преподавательский и студенческий состав. Особое внимание автор уделил вопросу взаимодействия преподавательской корпорации института с советскими органами власти различных уровней – Казанским губернским отделом народного образования, Главным управлением профессионального образования Народного комиссариата РСФСР, Высшим советом народного хозяйства и такими известными организаторами советского образования, как М. Н. Покровский, О. Ю. Шмидт, В. Э. Классен. Автор отмечает, что Казанский политехнический институт был организован инженерами и техниками дореволюционной Казани и преподавателями Казанского университета. В первые годы существования здесь была автономная система управления. Преподаватели сами подбирали учебный персонал, формировали факультеты и отделения вуза. Это сделало политехнический институт способным готовить специалистов для самых разных отраслей народного хозяйства. Однако в начале 1920-х гг. в результате политики Наркомпроса вуз сначала потерял самоуправление, затем ряд факультетов и отделений, а также ведущих преподавателей. Это привело в 1924 г. к его реорганизации в индустриальный техникум.
Рубрика:
Тип статьи:
Разное
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
10.08.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2019
Ознакомительная часть статьи

В первые годы советской власти большевики уделяли особое внимание техническому образованию. Подготовка инженерных кадров имела не только практические задачи восстановления разрушенной в годы революций и Гражданской войны экономики, но и должна была привести к куда более глобальной цели – созданию нового поколения советских специалистов, не имевших ничего общего с «буржуазной» высшей школой. В 1918-1920 гг. страна переживала бум открытия «практических» вузов. Как писал руководитель Главного управления профессионально-техническим образованием И. И. Ходоровский: «Университеты с их линией на выработку “образованного человека” все больше уступают место высшей школе профессионально-технического образования с линией на выработку образованного дельного специалиста». Однако новые институты, несмотря на декларации советских чиновников, все же были органически связаны с «буржуазной» системой высшего образования, так как в большинстве своем организовывались руками «старых» специалистов на базе дореволюционных учебных заведений. Поэтому взаимодействие этих «фабрик кадров» с властными и общественными институтами оказывалось не менее сложным и драматичным, чем у вузов, сформированных до 1917 г. Данная статья посвящена начальному периоду существования первого в Казанской губернии высшего технического учебного заведения – Казанского политехнического института (КПИ).

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В Казани День Белого цветка проводился в 1912-1917 гг. В статье рассматривается роль казанской интеллигенции в организации праздника, участие медицинской общественности в процессе
В статье анализируются и описываются эпиграфические памятники, установленные на могилы родственников Г. Баруди, а также представлены результаты работы по расшифровке арабоязычных и
В статье на примере Казанской губернии показано, как государство и местные органы управления регулировали сферу культуры после Февральской и Октябрьской революций.
Публикация посвящена рассмотрению истории органов ЗАГС на территории Казанской губернии (АТССР) в первые годы после установления советской власти (1917-1921).
В статье рассматриваются вопросы становления и развития национального тюрко-татарского школьного образования в Дальневосточной республике в 1921-1922 гг.
Статья посвящена такому малоизученному виду помощи населению ТАССР в голодные 1921-1923 гг., как посылочные операции. Помощь голодающим в форме посылок оказывали в основном иностра