Файзуллин С. А. Изменения в районной сети Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг.

В 2020 г. Татарстан будет отмечать вековой юбилей со дня образования Татарской АССР. Республика была провозглашена в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР 27 мая 1920 г. и одной из первых стала национально-государственным образованием, созданным в рамках РСФСР. Буквально с первых дней существования в республике началась сложная и кропотливая работа по формированию и развитию системы ее административно-территориального устройства. Несмотря на то, что этот сложный процесс находился в тесной взаимосвязи с трансформациями, происходившими в стране в целом, в ТАССР он имел свои отличительные особенности. Первые районы в республике были образованы в 1927 г. Полностью на районную модель административно-территориального устройства ТАССР перешла через три года после проведенного районирования. В последующие годы в республике велась постоянная работа по формированию оптимальной районной сети, которая бы позволяла оперативно реагировать на возникающие актуальные проблемы и сложности. В статье идет речь об изменениях в районной сетке Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг. Исследуются предпосылки, обосновывающие необходимость организации новых районов, прослеживаются изменения плана в различные временные отрезки, а также сложности, влияющие на прохождение проекта по различным инстанциям вплоть до его утверждения. С целью приведения наиболее полной характеристики как проектируемых, так и утвержденных районов, приводятся разнообразные численные показатели: количество селений, сельхозугодий, сельсоветов и так далее, а также численность населения с разбивкой жителей по национальностям.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
26.12.2019
Purchase an electronic version:
0 rub
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2019
Ознакомительная часть статьи

Аннотация

В 2020 г. Татарстан будет отмечать вековой юбилей со дня образования Татарской АССР. Республика была провозглашена в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР 27 мая 1920 г. и одной из первых стала национально-государственным образованием, созданным в рамках РСФСР. Буквально с первых дней существования в республике началась сложная и кропотливая работа по формированию и развитию системы ее административно-территориального устройства. Несмотря на то, что этот сложный процесс находился в тесной взаимосвязи с трансформациями, происходившими в стране в целом, в ТАССР он имел свои отличительные особенности. Первые районы в республике были образованы в 1927 г. Полностью на районную модель административно-территориального устройства ТАССР перешла через три года после проведенного районирования. В последующие годы в республике велась постоянная работа по формированию оптимальной районной сети, которая бы позволяла оперативно реагировать на возникающие актуальные проблемы и сложности. В статье идет речь об изменениях в районной сетке Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг. Исследуются предпосылки, обосновывающие необходимость организации новых районов, прослеживаются изменения плана в различные временные отрезки, а также сложности, влияющие на прохождение проекта по различным инстанциям вплоть до его утверждения. С целью приведения наиболее полной характеристики как проектируемых, так и утвержденных районов, приводятся разнообразные численные показатели: количество селений, сельхозугодий, сельсоветов и так далее, а также численность населения с разбивкой жителей по национальностям.

Abstract

In 2020 Tatarstan will celebrate the centennial anniversary of the formation of the Tatar ASSR. The Republic was proclaimed in accordance with the Decree of the VTsIK (All-Russian Central Executive Committee) and SNK (Council of People's Commissars) of the RSFSR on May 27, 1920, and became one of the first national state entities established within the RSFSR. Just from the first days of its existence hard and meticulous work on the formation and development of the system of its administrative and territorial structure started in the Republic. Despite the fact that this complex process was closely interrelated with the transformations taking place in the country as a whole, the Tatar ASSR had its own peculiarities. The first districts in the Republic were formed in 1927 but the Tatar ASSR completely switched over to the district model of administrative and territorial structure three years after the division into districts. In the following years, the Republic was constantly working on the formation of the optimal district network which would allow responding quickly to emerging urgent problems and difficulties. The article deals with the changes in the regional network of the Tatar ASSR in the second half of the 1930s, it considers the background explaining the need for the arrangement of new districts, traces the plan changes during different time periods, as well as bottlenecks that affected the process of the project's approval by different authorities. To provide more complete characteristics of both the projected and approved areas, various numerical indicators are shown, such as the number of villages, agricultural lands, village councils, etc., as well as the population with breakdown by nationalities.

Ключевые слова

Татарская АССР, район, проект, ВЦИК, ТатЦИК, Верховный Совет РСФСР, Верховный Совет ТАССР.

Keywords

The Tatar ASSR, district, project, VTsIK, TatTsIK, Supreme Soviet of the RSFSR, Supreme Soviet of the TASSR.

 

Несмотря на организацию в начале 1935 г. семнадцати новых районов, уже весной следующего года в республике вновь заговорили о необходимости дальнейшего разукрупнения районной сети, что мотивировалось необходимостью дальнейшего улучшения как республиканского, так и внутрирайонного руководства. Несмотря на то, что в среднем на один район приходилось 67,1 тысяч га пашни, 28 сельсоветов и 63 колхоза, отдельные районы сильно разнились по своим показателям, поскольку в ТАССР, наряду с маленькими районами, имелись и весьма крупные. Количество пашни по отдельным районам колебалось от 37 до 96 тысяч га, количество сельсоветов –  от 15 до 40, колхозов –  от 34 до 103, а численность населения –  от 19 000 до 65 000 человек1. В то же время районным центрам, находящимся на расстоянии 40‑45 км от сельсоветов и колхозов, при слабой развитости дорожной сети, а также железнодорожных и водных путей сообщения, было трудно обслуживать население, как со стороны районного аппарата, так и МТС. Стремление свести к минимуму количество вновь создаваемых районов не позволяло укрупнить все большие административно-территориальные единицы. Поэтому процесс должен был затронуть только наиболее удаленные от Казани районы, где имелась возможность наметить новые райцентры, «соответствующие характеру экономического тяготения, обслуживаемых им населенных пунктов и колхозного производства», а также размещение в них МТС2.

Для более равномерного распределения территории, сельсоветов, селений и населения по районам и приближения местного аппарата к колхозам, а также для лучшего обслуживания со стороны МТС, в республике сочли необходимым создать дополнительно 10 новых районов с одновременным упразднением Казанского района.

9 мая 1936 г. бюро Татарского обкома ВКП(б) признало необходимым организовать следующие районы: Азинский с центром в с. Новое Чурилино, переименовав его в Азинск; Алгинский с центром в с. Шингальчи, переименовав его в Алга; Дзержинский с центром в с. Столбищи, переименовав его в Дзержинск; Димитровский с центром в с. Старая Ципья, переименовав его в Димитровское; Кзыл-Байракский с центром в с. Кузкеево, переименовав его в Кзыл-Байрак; Комсомольский с центром в с. Среднее Балтаево, переименовав его в Комсомольское; Малалинский с центром в с. Старое Тимошкино, переименовав его в Малалинское; Московский с центром в с. Кузайкино, переименовав его в Московское; Юдинский с центром в пос. Юдино; Яковлевский с центром в с. Яковлево3.

После уточнения межрайонных границ с представителями заинтересованных районов, вопрос собирались вынести на утверждение ЦК партии4. Однако, уже 15 мая 1936 г. бюро отменило свое решение, касающееся Кзыл-Байракского района. Вместо него решили организовать район с центром в с. Новое Мазино, назвав его Ежовским районом5. 17 мая организовали новый Свердловский район с центром в с. Большие Тарханы, с переименованием села в Свердловское6. Кроме того, центр Яковлевского района был переведен в с. Морты. После этого материалы на утверждение одиннадцати новых районов были направлены в Москву.

5 июня 1936 г. Оргбюро ЦК ВКП(б), рассматривая вопрос о разукрупнении сельских районов в областях, краях и национальных республиках, постановило принять предложение Татарского обкома партии об организации в ТАССР одиннадцати новых сельских районов и внести его на утверждение Политбюро ЦК: Свердловского (из частей Тетюшского и Буденновского районов); Комсомольского (разукрупнив Кайбицкий и Апастовский районы); Азинского (разукрупнив Арский и Сабинский районы); Малалинского (разукрупнив Аксубаевский, Первомайский и Октябрьский районы); Московского (разукрупнив Акташский и Ново-Шешминский районы); Яковлевского (разукрупнив Елабужский район); Ежовского (разукрупнив Мензелинский, Калининский, Муслюмовский, и Ворошиловский районы); Алгинского (разукрупнив Шереметьевский, Челнинский и Заинский районы); Димитровского (разукрупнив Балтасинский район); Юдинского и Дзержинского районов (ликвидировав Казанский район) 7.

Однако 12 июня в средствах массовой информации для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции СССР (утверждена 5 декабря 1936 г.). В связи с этим, 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) отложило организацию новой районной сети до декабря 1936 г. 8, о чем 29 июня в Казань была направлена соответствующая телеграмма9.

Между тем, 2 августа ВЦИК запросил у Казани сведения по национальному составу вновь создаваемых административно-территориальных единиц. 5 августа, отправляя в Москву затребованные данные, республиканские власти сообщили о том, что в ноябре «будет представлен дополнительный материал,.. где проектируется организовать 20‑25 новых районов»10.

За период ожидания решения был немного скорректирован прежний проект: центр Комсомольского района был перенесен из с. Среднего Балтаева в с. Девликеево, а также были намечены к организации дополнительные районы, но видимо стремление «свести к минимуму вновь создаваемые районы» не позволило представить максимальный вариант проекта.

5 ноября 1936 г. бюро Татарского обкома ВКП(б) приняло решение об учреждении еще пяти новых районов – Вязовского, Андреевского, Мензелябашского, Омарского и Микояновского11.

В соответствии с принятым решением, 9 ноября 1936 г. было подготовлено новое ходатайство в ЦК ВКП(б), в котором говорилось уже об организации 16 районов: Азинского с центром в с. Новое Чурилино; Алгинского с центром в с. Шингальчи; Андреевского с центром в с. Ахметьево; Вязовского с центром в с. Нижние Вязовые; Дзержинского с центром в с. Столбищи; Димитровского с центром в с. Старая Ципья; им. Н. И. Ежова с центром в с. Новое Мазино; Комсомольского с центром в с. Девликеево; Малалинского с центром в с. Старое Тимошкино или с. Старые Кутуши; Мензелябашского с центром в с. Старый Мензелябаш12; Микояновского с центром в с. Большие Салтаны; Московского с центром в с. Кузайкино; Омарского с центром в с. Омары; Свердловского с центром в с. Большие Тарханы; Юдинского с центром в пос. Юдино; Яковлевского с центром в с. Морты.

Таким образом, новое ходатайство дополнилось пятью новыми районами. Кроме того, в отличие от весеннего варианта проекта 1936 г., центры районов сохраняли свои прежние названия, хотя сами районы, поскольку они не переименовывались, а создавались заново, получали имена политических деятелей.

Это было связано с тем, что 26 октября 1936 г. ЦК ВКП(б), учитывая, что в СССР «пошла вакханалия предложений [о] переименовании краев, областей, городов, районов, заводов, институтов, совхозов, колхозов и тому подобное», разослал телеграммы всем крайкомам, обкомам и ЦК национальных компартий с требованием «прекратить дальнейшие попытки переименований»13.

22 декабря 1936 г. партийная группа Президиума ВЦИК, рассмотрев ходатайство Татарского обкома ВКП(б) об организации шестнадцати новых районов, сочла его «обоснованным и целесообразным» и поддержала его перед ЦК партии. Такое решение обуславливалось тем, что существовавшее административное деление ТАССР имело ряд недостатков, вследствие чего затруднялось управление районами и осложнялась работа машинно-тракторых станций по обслуживанию колхозов. Общие площади районов колебались от 700 до 2 000 км2, количество сельсоветов – от 15 до 40, посевные площади доходили до 80‑90 тысяч га, а расстояние между сельсоветами и районными центрами достигало 50 и более километров14. Несмотря на приведенные доводы, в Москве признали целесообразным создать лишь десять районов из шестнадцати.

В свою очередь, 28 января 1937 г. бюро Татарского обкома ВКП(б) посчитало необходимым все‑таки организовать одиннадцать районов (Азинский, Алгинский, Вязовский, Дзержинский, Димитровский, Ежовский, Малалинский, Мензелябашский, Московский, Свердловский и Юдинский)15. В новом ходатайстве от 2 февраля 1937 г. отмечалось, что в республике «фактически количество районов увеличивается на 10, то есть, будет иметь вместо 60–70 районов»16, с учетом упраздняемого Казанского района.

 

Показатели вновь организуемых районов17

 

№ п / п

Район

Количество

населения (чел.)

селений

пашни (га)

сель­советов

колхозов

1.

Азинский

27 744

61

34 308

16

51

2.

Алгинский

29 249

72

40 772

22

47

3.

Вязовский

27 106

40

27 010

17

36

4.

Дзержинский

31 270

111

59 780

23

58

5.

Димитровский

27 746

58

39 850

23

45

6.

Ежовский

20 501

50

41 552

17

45

7.

Малалинский

25 657

61

36 448

15

48

8.

Мензелябашский

25 591

58

53 179

17

55

9.

Московский

23 355

65

42 785

24

53

10.

Свердловский

31 528

87

38 646

22

47

11.

Юдинский

50 469

178

38 659

26

67

 

 

В среднем на один район приходилось 20,2 сельсовета, 76,5 селения, 29 111 жителей, 41 180 га пашни, 50,2 колхоза.

 

Национальный состав создаваемых районов18

 

№ п / п

Район

Удельный вес (в %)

татар

русских

чувашей

прочих

1.

Азинский

93,2

6,8

 –

 –

2.

Алгинский

69,0

31

 –

 –

3.

Вязовский

29

65,8

5,2

 –

4.

Дзержинский

7,3

92,7

 –

 –

5.

Димитровский

74

0,3

 –

25,7

6.

Ежовский

50,0

40,0

5,1

4,9

7.

Малалинский

32,2

20,0

45,0

2,8

8.

Мензелябашский

86

14

 –

 –

9.

Московский

13,5

68,7

8,4

9,4

10.

Свердловский

35,4

11,6

19,7

33,3

11.

Юдинский

3,2

93,3

1,2

2,3

 

 

Из одиннадцати районов пять были с преобладанием татарского населения (Азинский, Алгинский, Димитровский, Ежовский и Мензелябашский), четыре – русского (Вязовский, Дзержинский, Московский и Юдинский) и по одному чувашского (Малалинский) и чувашско-мордовского (Свердловский).

В связи с разработкой и принятием на основе Конституции СССР новых конституций союзных (Конституция РСФСР была утверждена 21 января 1937 г.) и национальных республик (Конституция ТАССР была утверждена 25 июня 1937 г.), продвижение вопроса по утверждению новых административно-территориальных единиц в Москве затягивалось. Напрасно руководство Татарии просило ускорить рассмотрение дела, чтобы успеть зафиксировать количество и названия районов в республиканской конституции. Вопрос так и не был решен. Летом 1937 г. в ТАССР прокатилась большая волна репрессий. Со своих постов было смещено практически все республиканское руководство, в том числе первый секретарь Татарского обкома партии А. К. Лепа, председатель президиума ЦИК ТАССР Г. Г. Байчурин, председатель Совета народных комиссаров ТАССР К. А. Абрамов и др. После таких событий административно-территориальный вопрос на какое‑то время выпал из поля зрения руководства ТАССР.

19 сентября 1937 г. представительство ТАССР в Москве сообщило в Казань о том, что в Административной комиссии ВЦИК находится материал об организации новых районов, внесенный прежним руководством ТатЦИК, который не рассматривается из‑за отсутствия мнения нынешних республиканских деятелей19. 28 декабря 1937 г. уже сама Административная комиссия ВЦИК просила вновь рассмотреть вопрос о реорганизации районной сети в Татарстане20. 13 февраля 1938 г. бюро Татарского обкома ВКП(б) утвердило предложение по созданию одиннадцати новых районов (Свердловский, Юдинский, Дзержинский, Азинский, Малалинский, Кузайкинский, Ежовский, Алгинский, Димитровский, Вязовский и Комсомольский районы) 21. От прежнего ходатайства 1937 г. оно отличалось тем, что Московский район стал называться Кузайкинским (по названию своего райцентра), а Мензелябашский – Комсомольским22.

3 марта 1938 г. на заседании Административной комиссии ВЦИК было решено организовать вместо одиннадцати четыре новых района и упразднить Казанский23. Дальнейшее продвижение вопроса по инстанциям остановилось, поскольку ЦК ВКП(б) 11 марта 1938 г. принял решение «о запрещении впредь до окончания проведения выборов в верховные советы союзных и автономных республик производить изменения в административно-территориальном составе»24. В свою очередь, 13 марта 1938 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил прекратить внесение изменений в административно-территориальное деление союзных и автономных республик до окончания проведения выборов в Верховные Советы РСФСР и АССР. После этого Казани ничего не оставалось, как ходатайствовать об организации уже четырех районов и просить разрешения на их создание до сессии Верховного Совета ТАССР, в чем было отказано.

Поскольку с началом работы первой сессии Верховного Совета РСФСР (15‑20 июля 1938 г.) ВЦИК прекратил свою деятельность, ТатЦИК «в целях приближения руководства районных партийных, советских и др[угих] организаций к сельсоветам, колхозам и другим организациям района, а также в целях более быстрого разрешения практических вопросов хозяйственного и культурного строительства на селе»25, обратился с ходатайством об организации четырех новых районов в Верховный Совет РСФСР, который его и удовлетворил. Данные изменения были вынесены на утверждение первой сессии Верховного Совета ТАССР (26‑29 июля 1938 г.) для внесения поправок в ст. № 14 Конституции ТАССР, что и было сделано 27 июля того же года. Наконец, Указом от 4 августа 1938 г. Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил ликвидацию Казанского и организацию Больше-Тарханского, Столбищенского, Ципьинского и Юдинского районов.

 

Районы ТАССР, образованные в 1938 г.26

 

п / п

Район

Количество

сельсоветов

населенных пунктов

пашни (га)

колхозов

1.

Больше-Тарханский

22

87

38 646

47

2.

Столбищенский

23

111

59 780

58

3.

Ципьинский

23

58

39 850

45

4.

Юдинский

26

178

38 659

67

 

 

В среднем на один создаваемый район приходилось 23,5 сельсовета, 108,5 населенного пункта, 44 233 га пашни и 54,3 колхоза.

 

Национальный состав районов, образованных в 1938 г.27

 

п / п

Район

Всего населения

Удельный вес (в %)

татар

русских

чувашей

прочих

1.

Больше-Тарханский

31 528

35,4

11,6

19,7

33,3

2.

Столбищенский

31 270

7,3

92,7

3.

Ципьинский

27 746

74

0,3

25,7

4.

Юдинский

50 469

3,2

93,3

1,2

2,3

 

 

В национальном разрезе два района имели преобладание русского (Столбищенский и Юдинский), один – татарского (Ципьинский), при 25 % удмуртского, и один – чувашско-мордовского (Больше-Тарханский) населения.

Упразднение Казанского района было обусловлено тем, что он являлся самым большим районом ТАССР как по территории, так и по количеству населения (занимал 167,5 тысяч га, а его население составляло около 73 000 человек, в район входило более 100 колхозов, а удаленность центра от административных границ равнялась 50‑55 км). Теперь на его территории организовывались Столбищенский и Юдинский районы. Выделению же Больше-Тарханского и Ципьинского районов, помимо прочего, способствовало их пограничное расположение, а также то, что национальные меньшинства, распыленные в существующих административно-территориальных единицах, стали составлять в них значительную часть населения. Последнее обстоятельство способствовало улучшению их обслуживания на родном языке (в Больше-Тарханском районе проживали мордва и чуваши, в Ципьинском – удмурты) и устойчивости внешних границ республики. В результате к концу 1930‑х гг. количество районов в республике достигло 63.

Таким образом, процесс изменения районной сети во второй половине 1930‑х гг. характеризуется разнонаправленностью: со стороны республики отчетливо прослеживалось стремление максимально разукрупнить имеющиеся районы для улучшения их управляемости. Центр старался ограничиться незначительными административными изменениями. Он стремился соблюсти баланс, с одной стороны, обеспечив на местах минимальные условия для выполнения постановлений партии и правительства, с другой –  избежать больших затрат на обустройство новых райцентров и увеличение управленческих штатов. В результате, в республике было сформировано всего четыре новых района, что составило 25 % от их запланированного количества.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ГА РТ, ф. П-15, оп. 3, д. 955, л. 132; Социалистическое строительство АТССР за 15 лет. – Казань, 1935. –  С. 189‑190.

2. ГА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 2893, л. 436.

3. Там же, ф. П-15, оп. 3, д. 996, л. 2‑2 об.

4. Там же.

5. Там же, д. 998, л. 7.

6. Там же, д. 999, л. 129.

7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 114, д. 609, л. 6.

8. Там же, д. 755, л. 66.

9. ГА РТ, ф. П-15, оп. 3, д. 951, л. 85.

10. Там же, ф. Р-732, оп. 1, д. 2893, л. 242.

11. Там же, ф. П-15, оп. 3, д. 1037, л. 3.

12. Там же, д. 955, л. 132‑136.

13. Там же, д. 952, л. 42.

14. Там же, ф. Р-1235, оп. 141, д. 1860, л. 6.

15. Там же, ф. П-15, оп. 3, д. 1511, л. 3‑3 об.

16. Там же, д. 1445, л. 19‑19 об.

17. Там же, л. 24.

18. Там же, л. 25.

19. Там же, д. 1447, л. 6.

20. ГА РФ, ф. Р-1235, оп. 141, д. 2026, л. 64.

21. ГА РТ, ф. П-15, оп. 4, д. 47, л. 4‑5.

22. Там же.

23. Там же, ф. Р-732, оп. 1, д. 2981, л. 157.

24. Там же, ф. П-15, оп. 4, д. 56, л. 113.

25. Первая сессия Верховного Совета Татарской АССР: стенографический отчет. –  Казань, 1938. –  С. 28.

26. Составлено автором по документам: ГА РТ, ф. Р-3610, оп. 1, д. 11, л. 8‑11.

27. Составлено автором по документам: ГА РТ, ф. Р-3610, оп. 1, д. 11, л. 7‑11.

 

Сведения об авторе

Файзуллин Станислав Анатольевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, е-mail: stas1472580@yandex.ru.

 

About the author

Stanislav A. Fayzullin, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, е-mail: stas1472580@yandex.ru.

 

В редакцию статья поступила 16.10.2019, опубликована:

Файзуллин С. А. Изменения в районной сети Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг. // Гасырлар авазы –  Эхо веков. –  2019. –  № 4. –  С. 55-64.

 

Submitted on 16.10.2019, published:

Faуzullin S. A. Izmeneniya v rayonnoy seti Tatarskoy ASSR vo vtoroy polovine 1930‑h gg. [Changes in the district network of the Tatar ASSR in the second half of the 1930s]. IN: Gasyrlar avazy –  Eho vekov, 2019, no. 4, pp. 55-64.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
OTHER ARTICLES
На основе документов Государственного архива Республики Татарстан, в статье показано становление городского лесного хозяйства: от первоначально убыточного – до отдельной муниципаль
Экскурс в историю одного из самых известных джадидистских учебных заведений – медресе «Галия», подготовившего блестящую плеяду национальных кадров.
Основное внимание в статье уделено освещению фактов погромов усадеб, грабежей крестьянского имущества, усиления национальных конфликтов, массового потребления алкоголя и пр.
Прошение Габдерашита Ибрагимова о принятии мер по улучшению социально-правого и экономического положения сибирских бухарцев.
На основе документов из региональных архивов приводятся новые сведения о родословной семьи историка Михаила Георгиевича Худякова (1894-1936)
На примере известного просветителя Габдуллы Буби в статье идет речь о переходе татарских интеллектуалов на сторону Советской власти.