Г. Ф. Юнусова. Электронный каталог фоноархива

В статье анализируется содержание и структура электронного каталога аудиозаписей Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, разработанная автором данного исследования. Охарактеризован состав фольклорных аудиоматериалов как татар так и других народов России. Указаны звукозаписывающие и воспроизводящие аппаратные и расходные средства архива Академии наук Республики Татарстан. Разработка таблицы потребовала составления дополнительных указателей и справочников по татарскому народному творчеству, поиска отчетов фольклорных экспедиций, публикаций и рукописей текстов (нотных и поэтических). Выявлены спорные вопросы, нерешенность которых в региональной фольклористике, вызвали трудности в описании аудиозаписей. При составлении таблицы каталога были использованы принятые в российской фольклористике принципы описания произведений народного творчества. Кроме того, автором исследования привлечены методы сравнительного изучения фольклорной музыки, систематизации и классификации ее образцов. Особенности образцов музыкального фольклора татар, способы их записи обусловили постоянное обновление составляющих каталога. Поэтому таблица представляет собой открытую систему, в которой возможны дополнения и коррективы по мере поступления нового музыкального материала. Статья представляет интерес для специалистов, работающих над каталогизацией аудиофондов, а также изучающих народное музыкальное творчество.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
22.12.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017

Аннотация

В статье анализируется содержание и структура электронного каталога аудиозаписей Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, разработанная автором данного исследования. Охарактеризован состав фольклорных аудиоматериалов как татар так и других народов России. Указаны звукозаписывающие и воспроизводящие аппаратные и расходные средства архива Академии наук Республики Татарстан. Разработка таблицы потребовала составления дополнительных указателей и справочников по татарскому народному творчеству, поиска отчетов фольклорных экспедиций, публикаций и рукописей текстов (нотных и поэтических). Выявлены спорные вопросы, нерешенность которых в региональной фольклористике, вызвали трудности в описании аудиозаписей. При составлении таблицы каталога были использованы принятые в российской фольклористике принципы описания произведений народного творчества. Кроме того, автором исследования привлечены методы сравнительного изучения фольклорной музыки, систематизации и классификации ее образцов. Особенности образцов музыкального фольклора татар, способы их записи обусловили постоянное обновление составляющих каталога. Поэтому таблица представляет собой открытую систему, в которой возможны дополнения и коррективы по мере поступления нового музыкального материала. Статья представляет интерес для специалистов, работающих над каталогизацией аудиофондов, а также изучающих народное музыкальное творчество.

 

Abstract

The author created the electronic catalogue of audio records kept at Center of Written and Musical Heritage of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. The article describes its content and structure. General problems of holders of audio archives in Russia are briefly described. The catalogue’s audio material content, including mainly folklore items of Tatars and other nations of Russia, has been specified, audio playback and recording devices and consumables available at Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan are mentioned. The description table of the catalogue contains three groups of data on records, recorders, technical issues of records and performers. Creation of the table required forming additional indexes and references on Tatar folk art and searching for reports of folklore expeditions, publications and manuscripts of texts (printed music and poetical ones). Some controversial issues, uncertainty of which in regional folklore studies has caused difficulties in audio records’ description, have been revealed. The author has followed the principles of description of folk art works accepted in Russian folklore studies. Besides, comparative study methods for folklore music, systematization and classification of its samples have been used. Peculiarities of Tatars’ music folklore samples and the ways of their recording have induced the constant renewal of the catalogue’s components. Therefore, the table is an open system where additions and corrections are possible in the course of new musical material delivery.. The article is of interest for specialists working on cataloging of audio funds and those who study folk music art.

 

Ключевые слова

Контент каталога аудиозаписей, архив, духовная культура татар, этнофор, жанры народной музыки, отчеты фольклорных экспедиций, оцифровка.

 

Keywords

Content of audio records catalogue, audio fond, spiritual culture of Tatars, ethnophor, folk music styles, reports of folklore expeditions, digital remastering.

 

С начала XXI в. в научно-исследовательских, архивных и учебных заведениях высшего образования России, стран ближнего зарубежья стали уделять особое внимание коллекциям звукозаписей (особенно состоящих из фольклорных материалов). Во время проведения Третьего Всероссийского конгресса фольклористов (Москва, 2014 г.) работала специальная секция «Фольклорные архивы и фольклорные материалы в архивах»1. В 2014 г. Государственному республиканскому центру русского фольклора (ГРЦРФ) при поддержке Министерства культуры РФ в рамках федеральной целевой программы было поручено создание Единого каталога фольклорно-этнографических коллекций России. Увеличился поток публикаций, в которых рассматриваются вопросы общезначимого характера, касающиеся формирования и описания аудиоархивов1, а также знакомящие с результатами деятельности в этой области в конкретных различных организациях2. В нашем регионе в данном направлении ведется работа в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Центральном государственном архиве аудиовизуальных документов Республики Татарстан, Республиканском центре развития традиционной культуры и Казанском федеральном университете.

Для всех специалистов в этой области деятельности возникают общие проблемы. Они касаются технических средств (оснащенность необходимой аппаратурой, способами и программами действий), наличия персонала и степени развития региональной фольклористики. Первая из указанных проблем напрямую зависит от материального обеспечения организаций. Вторая – от подготовки квалифицированных кадров в вузах: работников, умеющих реставрировать аудиоматериалы, музыковедов, разбирающихся в фольклоре, причем не только своего народа.

Работа над архивом звукозаписей в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан началась в 2011 г. Фонд состоит из словесных (поэтических) и музыкальных аудио- и видеоматериалов. В нем хранится более шести тысяч аудиозаписей на различных носителях. Среди них – магнитные катушечные ленты, аудиокассеты, восковые цилиндры, металлические и виниловые пластинки. Записи магнитных катушечных пленок, выполненных на двух типах магнитофонов, ‒ портативных и стационарных ‒ после компьютерной обработки сосредоточены на 147 компакт-дисках в формате WAV. Оцифровку указанных записей Центра письменного и музыкального наследия выполнили сотрудники Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ. Формат WAV был выбран из-за его широкой распространенности и с целью хранения записей в хорошем качестве без потерь, которые могут возникнуть в результате использования некоторых алгоритмов сжатия, применяемых в иных форматах, например, MP3.

Материалы фонда Центра письменного и музыкального наследия различны. По своему происхождению они распределяются на авторские и народные. Произведения созданы в разных жанрах. Они были записаны в полевых и стационарных условиях. В связи с формой мероприятий, в которых были зафиксированы некоторые материалы аудиоархива, можно выделить также: радиопередачи, беседы, конференции (посвященные Г. Камалу, М. Джалилю, Х. Такташу, Б. Урманче), курсы арабского языка (профессоров из соответствующих стран), записи музыки в концертных залах (в частности, в Казанской государственной консерватории). Радиопередачи представлены в виде трансляций выступлений известных певцов (У. Альмеева, Г. Сулеймановой, Ф. Насретдинова и других), либо рассказа о них, например, о М. Рахманкуловой. Оригиналы некоторых материалов хранятся в других организациях, например, в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Среди фольклористов, зафиксировавших образцы татарского музыкального народного творчества, встречаются не только представители Татарстана, но и других регионов России, например, В. Коукаль. С ряда пластинок – металлических и виниловых – были выполнены опосредованные перезаписи: сначала на магнитофонные катушки, а затем на компакт-диски. Основной блок аудиоматериалов Центра письменного и музыкального наследия занимают фольклорные произведения различных групп татарского народа, зафиксированные как в самой республике, так и во многих других регионах России. Кроме того, есть записи инонациональной музыки (русских, марийцев, башкир, узбеков и турок), в большинстве случаев, в исполнении представителей татарского народа.

Одним из главных направлений деятельности, связанной с фонофондами, на первых порах является составление описи имеющихся материалов. Разработка содержания и структуры электронного каталога аудиозаписей явилась сегодня актуальной задачей. Отметим, что на сайтах некоторых из указанных выше учреждений России и ближнего зарубежья размещены базы данных по материалам их аудиоархива. Нередко в таких случаях преследуются чисто практические цели, связанные с предоставлением возможности прослушивания некоторых образцов фольклора. Во многих организациях каталог аудиоархива фактически опирается на свод контента, характерный для так называемой паспортизации фольклорного произведения. Видимо, по этой причине сведения о звуковых материалах этих учреждений порой минимальны (особенно размещенные в интернете). Напомним, что они должны содержать данные об исполнителе (ФИО, год рождения), фольклористе-собирателе (ФИО), времени и месте записи произведения, его названии и первой строке.

Данная статья посвящена рассмотрению разработанной ее автором таблицы каталога фонофонда Академии наук Республики Татарстан, находящегося в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова. Каталог несет в себе разную смысловую нагрузку. В информативном плане в нем содержатся указанные выше данные о произведениях, а также некоторые сведения, связанные с техническим оформлением описи. Навигаторская функция каталога позволяет найти конкретный аудиовизуальный артефакт в контексте коллекции в целом, а также на определенном файле. Наконец, некоторый аспект контента каталога носит научно-справочный характер. Первоначально он был оформлен в виде таблицы, основанной на информации, традиционной (характерной) для паспортизации образцов музыкального фольклора. Однако сам материал фоноархива Центра письменного и музыкального наследия, способы его фиксации в процессе заполнения электронного каталога постоянно ставили новые вопросы по поводу его содержательной стороны, требовали обновления и введения новых разделов («Вид музыки/литературы», «Автор»: текста или музыки). К тому же, в результате проведенного нами анализа, выяснилось, что, несмотря на общераспространенность типовых сведений о записи образца фольклора и отсюда принятие их в качестве аксиомы, они неоднозначны, в них есть спорные моменты. Поэтому таблица подверглась значительной трансформации3.

Все составляющие описи можно разделить на три группы: 1) сведения, касающиеся документирования записей, вопросов технического характера; 2) информация о произведениях; 3) данные об исполнителе и фольклористе (собирателе). В первой группе сведений следует объединить рассмотрение разделов, связанных с нумерацией и временем звучания произведений. Отметим, что их оформление привязано к содержанию компакт-дисков, а те в свою очередь отражают состояние катушечных магнитофонных лент, подвергшихся оцифровке. В первой графе «№ дорожки/образца, катушки» указаны порядковые номера звукозаписи (то есть дорожки или файла), произведения в составе всего компакт-диска, магнитофонной катушки с этим образцом, записанным на ее ленте. На одной дорожке могут быть размещены порой несколько десятков звучащих произведений или встречается их буквальный повтор ввиду того, что катушки иногда являются копией, а не оригиналом. Оформление в таблице в таких случаях приобретает, к примеру, такой вид – «4/7», где первая цифра указывает на номер файла, вторая – на произведения в составе компакт-диска. Следующее за ними число в круглых скобках обозначает порядковый номер образца в данном файле. Необходимость фиксации номера катушки вызвана тремя обстоятельствами. Это позволяет: 1) вести учет выполнения оцифровок (все ли катушки и их содержание переведены в цифровой формат); 2) обращаться к ним за получением сведений о паспортизации произведений, порой зафиксированных на коробке катушек или листках-вкладышах внутри них; 3) отобрать на оцифровку: первичную ‒ некоторые упущенные катушки или повторную – если выполненная признана неудовлетворительной. По этой причине, возможно, следует отмечать и скорость записи произведений на магнитной ленте, если придется их заново прослушивать. Но все это, как и обилие цифр в рассмотренных двух графах – дань привязки к записям катушечных пленок. В таком виде они останутся в каталоге для служебного пользования. Для удобства поиска нужного произведения среди других, записанных на одном файле, приходится указывать общую протяженность звучания дорожки, самого произведения и временной отрезок, в котором он находится. Выглядит это таким образом: 00:07:38/00:03:22 (00:02:37 ‒ 00:05:59). В дальнейшем планируется создать базу данных, в которой не будут появляться ненужные повторы, а сами файлы разбиты на отдельные самостоятельные сегменты. В ней, вероятно, придется сделать фильтровку самих записей, оставив лишь абсолютное звучание произведений, без объявления исполнителя, названия произведения, комментариев и т. д., тем более с учетом вероятного размещения отдельных образцов фольклора в интернете для ознакомления различных пользователей. В данной же таблице каталога, возможно, следует записывать «чистое» время длительности звучания музыки и совокупное – с включением указанных словесных поясняющих фрагментов.

Сведения, касающиеся этнофора, традиционно включают ФИО и год рождения. По возможности, необходимо указывать и местность происхождения информанта, так как порой он оказывается переселенцем. При этом в графе, содержащей сведения о населенном пункте записи, необходимо обозначать и регион ее первоначального бытования (происхождения), на что порой указывают и сами исполнители. Знание таких фактов способствует прояснению вопроса о типичности того или иного зафиксированного фольклорного образца для данного региона, пониманию его специфики. Самые простые на первый взгляд по содержанию колонки, такие как «этнос и язык», а также «время звучания», не столь однозначны. Так, например, понятия «этнос» и «язык» могут не совпадать. Встречаются записи татарских исполнителей, поющих русские, мордовские, узбекские народные песни на языке оригинала. Поэтому стоит, пожалуй, ввести рубрику «Национальная принадлежность произведения» (или «Этнос произведения»), которая точно обозначит национальную природу фольклорного образца.

При составлении паспортизации произведений фольклористы не обращали внимания на предоставление данных об их собирателях, то есть о самих себе. Все ограничивалось лишь записью фамилий, реже – начальных букв имени и отчества. Между тем возникает потребность в такой информации, поскольку многие из людей, участвовавших в фольклорных экспедициях, стали известными деятелями в разных областях культуры. Об этой стороне их деятельности порой вообще ничего неизвестно. Кроме того, эти сведения могут помочь в создании справочника по фольклористам Татарстана, создание которого уже давно назрело. Поэтому следует не только полностью расшифровать инициалы собирателя, указать дату рождения и, если таковая есть, ‒ смерти, но и отметить его основную профессиональную принадлежность (а не должность в момент проведения записей), благодаря которой он получил известность, например: Энвер Закирович Бакиров (1920-2001), композитор.

Наибольшее количество добавлений потребовала группа данных, содержащих различные характеристики записанных произведений. Кроме того, именно в этом случае ряд неизменных и незыблемых сведений, типичных для паспортизации образцов фольклора, вызвали наибольшие сомнения в своей правильности и необходимости. Среди них: название произведения, его первая строка, жанр (это вторая и третья графы таблицы). Так при прослушивании записей, произведенных разными фольклористами, обращает на себя внимание то, что они порой буквально добиваются от информаторов сообщений о названии произведения. Заметно, что это пожелание приводит исполнителей в затруднение. Зачастую они отмечают, что у песни нет имени. В результате одни и те же песни, записанные даже в одной местности, имеют разные названия, то есть надо помнить, что названия песен – это не абсолютная, а относительная величина. Первая строка словесного текста произведения дает некое представление о его содержании, возможность обнаружения аналогии с другими образцами. Но не стоит забывать, что это нестрого фиксированный текст поэта. В народном сочинении нередко одна и та же песня или сходная по содержанию может начинаться с разных куплетов. Это явление подтолкнуло к тому, что в таблицу следует ввести еще и колонку «Сюжет» с кратким изложением содержательной стороны произведений, чтобы распознать их сходство. В последнее время филологи разных народов занялись разработкой указателей сюжетов, их типовых мотивов, чаще всего повествовательных или эпических произведений. В данном каталоге это предстоит выполнить и в отношении поэтических произведений, относящихся к лирике. Кроме того, в татарской народной музыке порой одна и та же мелодия использована в разных песнях, например, «Бәдәвам көе», «Хазбулат удалой» и другие. Теперь уже для их обнаружения следовало бы включить графу «Указатель напевов». Возможно, стоит выделить отдельно раздел «Публикации». В настоящее время сведения об изданиях фольклорных произведений фиксируются в колонке «Примечания». В татарском народном творчестве также получили распространение произведения, у которых есть автор вербального и/или музыкального текста. Данным о таких создателях отведена колонка «Автор текста/музыки».

К сожалению, в татарской музыкальной фольклористике приостановилось исследование вопроса о жанрах. Продолжает сохраняться существенный, на наш взгляд, недостаток – отсутствие единого критерия определения жанров. Многое здесь кажется спорным. Существует разница между поэтической и музыкальной стороной фольклорного образца. Особенно это касается, например, баита. Если вербальный текст образцов в большинстве случаев определенный и соответствует специфике этого жанра, то мелодика оказывается порой разнообразной. Поэтому в рубрике «Жанр произведения» можно одновременно указывать на несовпадающие порой в этом вопросе трактовки филологов и музыковедов. Возможно, что содержательный и поэтический аспект фольклорного образца придется брать за основу и этномузыкологам при определении жанра того или иного произведения. После колонки «жанр» предлагаем включить раздел «народная терминология», так как исполнители часто сами обозначают жанр продемонстрированного ими произведения, отмечают различными эпитетами манеру исполнения.

Следующая новая графа, введенная нами в таблицу – «Область музыки/литературы». В ней содержатся указания на конкретные разделы музыки (вокальный, инструментальный, хоровой и т. д.). Обозначен исполнительский состав (количество исполнителей, тембр голоса, инструменты) и тип словесного текста (проза, поэзия). В последнюю колонку «Примечания» можно вводить различные сведения. Например, указывать наличие комментариев к исполненному образцу, его издания, аналогии с другими произведениями и т. д. При подробном заполнении такой таблицы необходимо знать народную и профессиональную музыкальную культуру (и не только своего народа), включая творчество самодеятельных композиторов. Нередко отсутствуют сведения по этнофорам и исполненным ими произведениям. В таких случаях помощь могут оказать отчеты фольклорных экспедиций, хранящиеся в рукописном виде в самих учреждениях, – фонодержателях или в архивах частных лиц, как правило, участников этих поездок. Иногда частичное описание экспедиций можно обнаружить также в различных публикациях. Создание каталога выявило острую необходимость в различных справочниках, указателях по татарскому фольклору. В связи с этим пришлось параллельно заняться их составлением. Поэтому разработка каталога пока не представляет собой окончательного варианта. Требуются уточнения по отдельным его колонкам.

В дальнейшем по завершении работы над описью-каталогом планируется создать реляционную базу данных звукозаписей типа SQL, что позволит осуществлять быстрый поиск материалов по разным параметрам: географии мест записей, названиям песен, исполнителям, жанрам, фольклористам и т.д.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Третий Всероссийский конгресс фольклористов. Программа. М., 2014. – 80 с.

2. Ипполитова А. Б. Роль фольклорных архивов в современной фольклористической практике // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: сборник материалов. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. – С. 174-183.

3. Галкова О. В. Роль фонограммархивов в сохранении нематериального культурного наследия народов Российской Федерации // Культурная жизнь Юга России. – 2011. ‒ № 4. ‒ С. 28-30.

 

Сведения об авторе

Юнусова Гузель Файзрахмановна, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (Центр письменного и музыкального наследия, Академия наук Республики Татарстан), г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, gyzelyunusova@gmail.com

 

About the author

Guzel F. Yunusova, Senior Research Officer, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, G.Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Center of Written and Musical Heritage, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation, gyzelyunusova@gmail.com

 

В редакцию статья поступила 23.10.2016 г., опубликована:

Юнусова Г. Ф. Электронный каталог фоноархива // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 1/2. ‒ С. 312-319.

 

Submitted on 23.10.2016, published:

Yunusova G. F. Elektronniy katalog fonoarhiva [Electronic Catalogue of Audio Archive. In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 1/2, pp. 312-319.

OTHER ARTICLES
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.