Шарафутдинов Ш. Д. «Казанские храмы Ярославских чудотворцев и святителя Варсонофия»

Рецензия на работы А. М. Елдашева «Храм святителя Варсонофия, Казанского чудотворца» и «Казанский храм Ярославских чудотворцев», изданные в Казани в 2012 г.
SECTION:
ARTICLE TYPE:
Рецензия
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
15.05.2013
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2013

«Казанские храмы Ярославских чудотворцев и святителя Варсонофия»

 

Так назвал очередные выпуски серии «Казань православная: Подвижники Духа» казанский краевед А. М. Елдашев, которую он издает с 2010 г.

Читателям Анатолий Михайлович известен как автор свыше 150 публикаций, в том числе 25 книг и брошюр, исследующих духовную жизнь Казанского края в XVI — начале XX вв. Автор продолжает традиции, заложенные епископом Никанором и протоиереем Е. Маловым, историками П. В. Знаменским и И. М. Покровским, краеведами Н. Я. Агафоновым и П. М. Дульским.

Еще издали, проезжая по центральной части Казани, путешествующий замечает за густыми кронами деревьев золотые купола церкви и колокольни. Это храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских чудотворцев, находящийся на территории Арского некрополя. И стоит он уже без малого 220 лет.

Храму святителя Варсонофия в этом отношении не повезло. Он был построен на средства казанского купца 1-й гильдии, мануфактур-советника, общественного деятеля И. И. Алафузова и был освящен в 1901 г. Простояв всего 17 лет, осенью 1918 г. был закрыт. Правда, его минула печальная участь многих городских храмов, когда в годы советской власти в Казани было разрушено свыше 110 соборов, церквей и часовен. Храм сохранился и простоял все богоборческие годы практически без изменений.

Церковь Ярославских чудотворцев, как пишет автор, со дня своего основания (1796) никогда не закрывалась, даже в самое безбожное время. Ввиду закрытия и разрушения монастырей и городских храмов в ней хранились чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Грузинская, Смоленско-Седмиозерная, Тихвинская, великомученицы Варвары, Спаса Нерукотворного, преподобного Сергия Радонежского, рака с мощами свт. Гурия, рака с мощами преподобного старца Гавриила Седмиозерного. В ней служили архиепископ Сергий Пражский (Королёв) (1950-1952), епископ Иустин (Мальцев) (1949-1950). В 1920-е гг. здесь служил известный в городе протоиерей Андрей Яблоков.

Читателю, думается, небезынтересно будет узнать, почему кладбищенский храм был освящен в честь именно этих православных святых, живших в местах, достаточно отдаленных от Казани. Св. князь Феодор был сыном смоленского князя Ростислава и правнуком Мономаха. С молодых лет он отличался благочестием: не вступал в распри, занимался чтением священных книг, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением.

Во время его правления Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили ордынские рати. В Древней Руси главнейшими добродетелями князя считали правосудие, благотворительность, строительство храмов. Эти качества князя Феодора и прославляет житие его.

Многие горожане до сих пор считают, что церковь свт. Варсонофия была построена И. И. Алафузовым. Но, как справедливо отмечает автор, она была сооружена женой Ивана Ивановича — Лидией Андреевной Кауль — спустя десять лет после его смерти. Тем самым автор подводит читателя к малоизученной теме женской благотворительности.

Выпуски прекрасно иллюстрированы, в них много как дореволюционных фотографий, так и современных, в том числе сделанных автором в разные годы.

Издания адресованы историкам, культурологам, краеведам и всем интересующимся историей православной культуры и историческим прошлым Казанского края.

OTHER ARTICLES
Публикация посвящена 95-летию со дня подписания В. И. Лениным декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в Российской Советской Федеративной Социалистической Республик
Статья посвящена судьбе русского посланника в Швеции в годы Северной войны князя А. Я. Хилкова
В публикации на основе документов отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского К(П)ФУ рассматривается развитие частного владения семьи служилых татар Асановых
Приводятся отрывки из рукописей известного казанского миссионера, просветителя, тюрколога и исламоведа Н. И. Ильминского. Они раскрывают малоизвестные аспекты материальной и духовн
В статье говорится о создании первого в Российской империи специализированного периодического издания для мусульманок «Алеми нисван» (Женский мир). Организатором и редактором журна
В статье рассматривается отношение крестьянства Казанской губернии к деятельности правительственных и местных органов власти, осуществлявших землеустроительную политику в начале ХХ