Р. М. Валеев, А. Р. Гильфанов. История изучения проблемы сохранения объектов культурного наследия в Республике Татарстан

В данной работе рассматривается история охраны культурного наследия в Республике Татарстан. Охарактеризованы основные этапы, степень изученности данного вопроса. Автором была сделана попытка проследить вклад научных обществ и деятелей науки, имеющих непосредственное отношение к культурному наследию в республике и Российской Федерации в целом. Интерес к культурному наследию в настоящее время является одной из глобальных тенденций. Это обстоятельство вызывает необходимость анализа и осмысления опыта предшествующих поколений в деле изучения и сохранения памятников истории и культуры. Сегодня, когда речь идет о сохранении Всемирного культурного наследия, ставится вопрос о значении отечественного опыта охраны памятников. Обращение к историческому опыту поможет избежать многих ошибок и выработать наиболее эффективные меры по сбережению бесценных реликвий прошлого для современников и потомков.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
26.10.2020
Purchase an electronic version:
0 rub
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2020
Ознакомительная часть статьи

Культурное наследие – один из самых значимых аспектов жизни человечества. Оно определяет многие концептуальные аспекты цивилизационного развития, содействует формированию творческого потенциала мирового общества, служит источником вдохновения и свидетельством той или иной культурной эпохи, является фактором, обеспечивающим существование социальной структуры общества. Охрана и защита культурного наследия – один из способов достижения культурного многообразия.

Главными задачами государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации являются: совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации; систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов; создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Этот метод направляет на использование уже продемонстрировавших свою результативность зарубежных образцов организации сохранения. Изучение исторических аспектов формирования системы сохранения историко-культурного наследия, на примере Республики Татарстан, способствует познанию культуры края, которая является основой формирования самосознания людей, духовного возрождения региона.

Отечественный опыт защиты объектов культурного наследия государством начинается с эпохи Петра I. Принципы и подходы сохранения в XVIII в. памятников российской старины были изучены А. А. Формозовым1. Вопросы правительственных распоряжений и практики сохранения памятников старины того же периода были рассмотрены в научных трудах А. В. Шаманаева2, М. А. Поляковой3. Первым в советской историографии к данной проблеме обращается А. М. Разгон4. В своих работах он рассмотрел развитие государственной деятельности в сфере охраны памятников древности, представил широкий обзор создаваемых в то время общественных организаций и научных обществ. Кроме того, автор обратился к вопросу зарождения интереса к собиранию и сохранению древностей в период Древней Руси и в петровское время, что дает нам более содержательную информацию о развитии интереса государства и общества к своему культурному наследию. Наиболее подробный в дореволюционной историографии очерк по истории законодательства об охране памятников в России был подготовлен В. Ф. Смолиным5.

Большинство ученых в своих исследованиях рассмотрели проблему охраны памятников, проявили интерес к различным аспектам ее истории, но все же, по мнению многих авторов, «детального исследования вопросов охраны памятников истории культуры в дореволюционной России, в особенности аспектов политики государства в этой области, исследования всего комплекса правительственных документов по сохранению памятников предпринято не было»6.

Советский период в истории охраны объектов наследия был очень противоречивым. С одной стороны, государством была создана законодательная база, что вывело практический опыт на более высокий уровень. Нельзя забывать разрушенные во время Великой Отечественной войны памятники культуры, исторические города, которые были восстановлены в кратчайшие сроки. Была создана система охраны национального достояния, советская школа реставрации. С другой стороны, в эти годы, как и в дореволюционные, русская культура понесла тяжелые и невосполнимые утраты.

Огромная работа была проделана в популяризации выдающихся памятников культуры. На Министерство культуры РСФСР государством была возложена обязанность обеспечить производство популярных документальных фильмов и издание литературы о памятниках. Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР должно было включать в свою тематику материалы о памятниках культуры. Все больший интерес стали пробуждать музейные ценности, уникальные архитектурные и исторические памятники. В эти годы большую популярность получил культурно-исторический туризм.

Новый период в истории охраны культурного наследия в России обусловлен развалом СССР, политическими и социально-экономическими изменениями в стране. По мнению исследователей А. П. Исаева и Н. К. Гуркиной: «коммерциализация и законы рыночной экономики, ослабление государства, глубокий духовный кризис самым негативным образом отразились на сохранности памятников и культуроохранной деятельности в целом»7.

Изучение проблемы в рамках Татарстана имеет достаточно богатую источниковую базу. Начиная с XIX в. в Казанском крае велась активная работа по археологическим исследованиям. В 1878 г. открывается Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Оно имело археологический музей, нумизматический кабинет, отдел манускриптов, собрание географических карт. Эта организация проделала большую работу по исследованию и охране булгарских памятников, добившись передачи городища Булгар под свой патронаж и государственное финансирование охранно-реставрационной деятельности на этом объекте культурного наследия. Члены общества проводили раскопки памятников археологии в Казанской, Пермской, Вятской губерниях, собирали этнографические материалы, рукописи и старопечатные книги. Музей общества имел всероссийскую известность.

Один из основоположников охраны памятников культуры в Республике Татарстан – Петр Евгеньевич Корнилов. Крупный искусствовед, специалист по истории искусства. Во время работы в Центральном музее Татарской АССР, занимался организацией выставок и публикацией различных работ и альбомов по искусствоведению. В работе «Охрана памятников ТССР» автором описывается, какие цели и задачи стояли перед руководством республики в области охраны памятников искусства и старины8.

Большую источниковую базу составляют протоколы пленумов совета Татарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), конференций районных и городских отделений; документы учредительной конференции Татарского отделения ВООПИК (1966 г.); планы и отчеты о работе республиканского и районных отделений; справки о состоянии, охране и реставрации памятников архитектуры ТАССР; докладные записки по итогам проверки деятельности районных отделений.

Огромный вклад в создание Свода памятников истории и культуры Татарстана был внесен доктором исторических наук, профессором Института истории КФУ Ю. И. Смыковым. В ходе реализации данной программы были опубликованы монографии: «Республика Татарстан: памятники истории и культуры»9, «Республика Татарстан: православные памятники»10.

Популяризации дела сохранения наследия посвящены многочисленные публикации историков А. Г. Ситдикова11, К. А. Руденко, Р. Р. Салихова, А. Х. Халикова. Последним существенно был расширен ареал открытых в Среднем Поволжье памятников. А. Х. Халиковым впервые были изучены поселения Поздняковской культуры, выделены Приказанская культура и Чирковская культура, создана теория формирования Ананьинской культуры. Значительным вкладом в изучение Волжской Булгарии стали исследования на Билярском городище.

В рамках включения трех объектов Республики Татарстан в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО был выпущен цикл работ «Управление объектами Всемирного культурного и природного наследия: Болгарский историко-археологический комплекс» в двух томах под редакцией Р. М. Валеева, А. Г. Ситдикова, Р. Р. Хайрутдинова, Б. Рудольфа, С. Г. Персова, П. М. Шульгина, также работа Р. М. Валеева, А. Г. Ситдикова, Р. Р. Хайрутдинова «Успенский собор. Изучение и сохранение».

Начиная с конца 90-х годов XX в., Республика Татарстан занимает важнейшее место в Российской Федерации во всех направлениях двухсторонних отношений с ЮНЕСКО. Создание механизмов по охране и управлению отечественными памятниками, совершенствование их и дальнейшее международное сотрудничество в области сохранения культурного и природного наследия, бесспорно, являются важными как для Республики Татарстан, так и для России в целом. Республиканский образ Всемирного наследия на международной арене включает в себя несколько аспектов: представление значимости объектов, подготовку номинаций, включение объектов в Список Всемирного наследия и присоединение к международным сетям, программам и инициативам ЮНЕСКО. Примером этому является приверженность республики развитию ценностей Всемирного наследия и деятельность ее Первого Президента, нацеленная на межкультурный диалог в Татарстане. Проведение Казанского форума по межкультурному диалогу в 2018 г. наглядно показало признание мировым сообществом успехов Республики Татарстан и особую роль Минтимера Шариповича Шаймиева как специального посланника ЮНЕСКО. Важно отметить участие столицы Татарстана в деятельности Организации городов Всемирного наследия и открытие в Казани штаб-квартиры его Евразийского регионального секретариата в 2005 г.

Татарстанские памятники наследия дополняют Список Всемирного наследия, являясь примером культурного наследия, тип которого не ограничен хронологическими и региональными рамками. Объекты Республики Татарстан олицетворяют наследие средневековой Восточной Европы, Золотой Орды, Казанского ханства, а также религиозное наследие православных и мусульманских общин. К тому же, каждый из памятников наследия содержит доказательства наличия непрерывного межкультурного диалога, процветающего в республике в течение многих веков: исторические постройки Казанского Кремля X-XIX вв. олицетворяют слияние татарских и русских традиций в архитектуре; археологическое наследие говорит о межкультурных связях между тюркскими, финно-угорскими и славянскими народами с VII по XV в., а фрески Успенского собора XVI в. показывают взаимодействие двух мировых культур.

В Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации (2016), приоритетными задачами являются: вхождение к 2030 г. в топ-5 стран с наибольшим количеством объектов Всемирного наследия и разработка со странами СНГ транснациональных номинаций Всемирного наследия. Из 29 отечественных объектов Всемирного наследия только у трех имеются разработанные планы управления (Болгарский историко-археологический комплекс, Успенский собор и одноименный монастырь острова-града Свияжск, храмы Псковской архитектурной школы).

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Формозов А. А. Русское общество и охрана памятников культуры. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 108.

2. Охрана культурного наследия в Российской империи: учеб. пособие / А. В. Шаманаев, С. Ю. Зырянова, [науч. ред. А. С. Мохов]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – С. 132.

3. Полякова М. А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005. – С. 271.

4. Разгон А. М. Охрана исторических памятников в России (XVIII – пер. пол. XIX в.) // Очерки истории музейного дела в СССР. – М., 1971. – Вып. 7. – С. 296.

5. Смолин В. Ф. Краткий очерк истории законодательных мер по охране памятников старины в России // Известия Археологической комиссии. – Вып. 63. – Пг., 1917. – С. 121-148.

6. Работкевич А. В. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в России в XVIII – начале XX века: дис. ... канд. культурол. наук. – М., 1999. – С. 25.

7. Исаев А. П., Гуркина Н. К. Российская историография: проблемы сохранения культурного наследия // Управленческое консультирование. – 2013. – №11 (59). Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-istoriografiya-problemy-sohraneniya-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 22.05.2020).

8. Корнилов П. Е. Охрана памятников ТССР 1917-1927 // Казань. – 1928. – С. 5-10.

9. Смыков Ю. И. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. – Казань, 1993. – С. 400.

10. Смыков Ю. И. Республика Татарстан: православные памятники. – Казань, 1998. – С. 11-73.

11. Валеев Р. М., Ситдиков А. Г., Хайрутдинов Р. Р., Рудольф Б., Персова С. Г., Шульгин П. М. Болгарский историко-археологический комплекс. Т. 2. Управление объектами Всемирного культурного и природного наследия: Болгарский историко-археологический комплекс. Культурный ландшафт Болгарского историко-археологического комплекса (с приложениями). – Казань: ООО «Главдизайн», 2016. – С. 354-363; Успенский собор. Изучение и сохранение. Т. 2 / Под ред. Р. М. Валеева, А. Г. Ситдикова, Р. Р. Хайрутдинова. – Казань: ООО «Главдизайн», 2016. – 252 с.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
OTHER ARTICLES
Приветственное слово Президента РТ к 25-летию журнала
Поздравление председателя Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Г. З. Габдрахмановой к 25-летию журнала
Слово редактора Ф.Л. Гумарова к 25-летию журнала
Экскурс в историю журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» и пожелания редакции от автора
Воспоминание о первом редакторе и основателе журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» Дамире Рауфовиче Шарафутдинове
В статье представлены вехи биографии и творческой деятельности пионера советского краеведения в Набережных Челнах Анатолия Григорьевича Дубровского (1932-2019)