Л. А. Мухамадеева. Вклад театральных коллективов православных народов Среднего Поволжья в победу над врагом

Автором, на примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры и искусства в становление общественного мнения местного населения в годы Великой Отечественной войны. В исследовании были выявлены как единообразие, так и самобытность культуры и искусства чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы и кряшен. Средства массовой информации и источниковый материал позволили выявить тенденцию развития театральных и концертных выступлений агитационных бригад в населенных пунктах республик Среднего Поволжья в тяжелейших условиях войны. Великая Отечественная война 1941‑1945 гг. стала проверкой профессиональной и идеологической зрелости театра и театральных актеров. Спектакли и концерты в тылу и на фронте ставились ими практически круглосуточно. Трудности военного периода заставили мастеров сцены осознать необходимость их творчества советскому населению. Именно в эти напряженные годы в исполняемых актерами произведениях стала актуальной тема дружбы братских народов. Война придала театральным деятелям уверенность в пользе патриотического репертуара спектаклей, а перед началом выступлений им было рекомендовано выступать с высокоидейными стихами и песнями. Актеры профессиональных театров проводили важную воспитательную работу с сельским населением республик Среднего Поволжья. Автором исследован кадровый потенциал театральных коллективов в период Великой Отечественной войны, не пощадившей жизни многих актеров, ушедших добровольцами на фронт.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
05.11.2020
Purchase an electronic version:
0 rub
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

Вдохновляя советский народ на боевые и трудовые подвиги в период Великой Отечественной войны, укрепляя их мужество и веру в разгром врага, содействовали приближению победы над фашизмом и деятели культуры и искусства. Часть театральных работников уходила на фронт добровольцами, оставшиеся выступали перед бойцами и тружениками тыла в составе фронтовых артистических и агитационных бригад. Помимо профессиональных, активную работу в тылу и на фронте проводили и самодеятельные коллективы1.

Военные условия изменили ритм работы многонационального советского театра и внесли серьезные изменения в театральный процесс. Некоторые театры закрылись или на длительное время приостановили свою деятельность, другие эвакуировались в тыл2.

С самого начала войны все учреждения культуры страны стали перестраиваться на военный лад. 23 июня 1941 г. Пленум Центрального Комитета профсоюза работников искусства обратился ко всем творческим коллективам, обозначив главной задачей обслуживание Армии и Военно-морского флота СССР3. 23 июля 1941 г. в Управлении по делам искусств при Совете народных комиссаров МАССР прошло совещание драматургов, композиторов, писателей и поэтов, на котором была обоснована актуальность перенятия опыта Гражданской войны и работы испанских театров. Как на фронте, так и в тылу предлагалось использовать все формы театра: от большого спектакля до кукольных постановок, и все они проводили большую агитационную работу. По утверждению исследователя Ю. Ю. Цыкиной, к драматургам художественный руководитель Марийского государственного театра Г. И. Крыжицкий советовал применять три требования: «совмещение высокого качества со злободневностью, разнообразие форм и мгновенный отклик на происходящее»4.

История национального театра – это духовная история нации, которая живет своей культурой, обрядами, обычаями и родным языком. Во всем этом существует сила и духовная глубина любого народа5. Становление первых национальных театров у кряшенов, марийцев, удмуртов, чувашей и мордвы происходило в первые годы после свержения царизма. В 1918 г. в г. Казани зародился Чувашский драматический театр, на сцене которого был поставлен первый спектакль на чувашском языке. С 1919 г. при Марийском театре функционировала также русская труппа, которая в последующем стала самостоятельным коллективом (ныне Академический русский театр драмы им. Г. Константинова). Со времен Гражданской войны действовал театр в г. Сарапуле. В августе 1918 г. удмуртский национальный самодеятельный коллектив поставил первую пьесу на удмуртском языке. Вначале ставились пьесы, переведенные с русского языка, а затем и удмуртские. Если в 1920‑х гг. удмуртская драматургия была представлена одноактными пьесами, то к 1930‑м гг. она достигла значительного развития – появились комедии, трагедии, драмы6. В 1931 г. в Ижевске был открыт Удмуртский государственный театр (в 1958 г. преобразован в музыкально-драматический). Огромную популярность завоевал Ижевский кукольный театр, созданный в апреле 1935 г.7 Государственный кряшенский передвижной советский театр при Губернском подотделе кряшенов, по одним сведениям, начал свою деятельность в 1918 г., по другим – в первом полугодии 1920 г. в Казани8. Состав театра насчитывал в разный период от 14 до 17 актеров, 2 музыкантов и 1 председателя (руководителя) коллектива9. В 1932 г. в составе Мордовского государственного театра драмы была образована национальная труппа (ныне Мордовский государственный национальный драматический театр). В 1938 г. открылся Театр кукол (ныне Государственный театр кукол Республики Мордовия), на основе Саранского любительского театра семьи Махотиных10. В период Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг. многие актеры этих театров, выполняя свой гражданский долг, выступали с агитационными пьесами перед советскими воинами, принимая участие в деятельности фронтовых бригад.

Несмотря на трудности военных лет, актеры знакомили советских бойцов с актуальными произведениями, проблемами и событиями своего времени. Однако помимо передовых на тот момент литературных произведений и спектаклей, в репертуар данных театров были включены также и пьесы из жизни местных народов, написанные как известными поэтами и писателями, так и любителями, начинавшими свою литературную деятельность. Так, с 1940 по 1948 г. кряшенами были изданы следующие пьесы и инсценировки: Ф. Кавалинский «Портфель – Короткие пьесы» (1940); Д. С. Аппакова «Находчивый юноша» (1943), «Шурале» (1944), «Колыбельная» (1946), «Колыбельная песня» (1946), «Ильдус» (1947), «Скрипучие башмачки» (сборник, 1948); Л. Н. Сейфуллина (в соавторстве с В. П. Правдухиным) «Сын» (1947) и др. 11

Необходимо отметить, что в связи с политикой, проводимой властями в 1920‑1930‑х гг. по слиянию кряшенов с основной массой татарского населения, кряшены были переписаны татарами. После Всесоюзной переписи населения 1937 г. этноним «кряшены» вовсе исчез из списка народов СССР, и все достижения их национально-культурного движения были упразднены12. В связи с этим, в графе «национальность» в годы Великой Отечественной войны у большинства кряшенов уже стояла запись «татарин». Однако в некоторых случаях кряшены из‑за своих православных фамилий, имен и отчеств предпочитали записываться «русскими», или же уже на местах прохождения воинской службы их записывали таковыми. После расформирования Кряшенского передвижного театра некоторые артисты растворились в труппах других театров. Например, поэтесса, педагог и активистка кряшенского движения, участвовавшая в постановке кряшенских спектаклей, Д. С. Аппакова поступила в драматическую студию при Казанском Большом драматическом театре, после окончания которой выступала на сцене Казанского политического отдела Рабоче-крестьянской Красной армии13.

В первый же год войны в тыловые учреждения культуры РСФСР были эвакуированы многие деятели культуры и искусства из других республик и областей. Так, в начале осени 1941 г. в Удмуртию прибыли композиторы, актеры, режиссеры, художественные руководители и администраторы театров из Белоруссии, Москвы, Ленинграда и др. 14 Театральные деятели в эвакуации не оставались в стороне и вносили свой посильный вклад в культуру и искусство военных лет. В 1944 г. при Сотнурском Доме культуры Марийской АССР был организован кружок художественной самодеятельности из эвакуированных эстонцев. В апреле этого же года они выступили с концертом для населения республики, в репертуаре были как эстонские народные песни и пляски, так и русские песни, а также классический балет15.

Уже через месяц после начала Великой Отечественной войны, в соответствии с приказом Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР от 28 июля 1941 г. за № 409, из числа безработных и эвакуированных актеров начали создаваться хозрасчетные театральные труппы. Так, из некоторых актеров расформированного Удмуртского русского театра в конце лета 1941 г. в Ижевске была создана хозрасчетная труппа в составе 12 человек, а осенью в нее вошли эвакуированные театральные деятели из других регионов, после чего они стали именоваться Вторым республиканским драматическим театром. В Марийской республике также был создан подобный коллектив из 12 человек, который начал свою работу с 20 августа16. К 14 сентября были подготовлены пьесы «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Поздняя любовь» А. Н. Островского и четыре одноактные оборонные миниатюры. Данные произведения успешно функционировали также и на сцене Государственного передвижного кряшенского советского театра.

По официальным данным, в 1941 г. в Марийской республике работали три профессиональных драматических театра, профессиональный колхозный театр в с. Сернур, 727 самодеятельных художественных кружков, 92 колхозных клуба17. С 15 октября 1941 г. начали функционировать самодеятельные коллективы при воинских частях городов и районов, которые обслуживали и гражданское население18, а с 1942 г. начала свою работу кукольная труппа (ныне Республиканский театр кукол), также разъезжавшая со спектаклями по районам МАССР.

Работая на производственных предприятиях по 20 часов в сутки, многие участники национальных любительских коллективов являлись частью творческих кружков, а иногда и профессиональных коллективов. На собранные от выступлений деньги строилась необходимая для фронта военная техника, что являлось материальным вкладом в приближение победы над врагом19.

Главное место в репертуаре театров отводилось спектаклям на патриотическую тему о героическом прошлом страны, мужественной борьбе всего советского народа против фашизма. Перед началом спектаклей было рекомендовано выступать с высокоидейными стихами и патриотическими песнями. Концертные бригады активно использовали антифашистский репертуар, создаваемый в период войны советскими композиторами20.

Чувашские театры и хоровые коллективы в годы войны ставили спектакли, проводили концерты на фронтах, в госпиталях, а также для трудящихся республики. Всего за более чем два месяца ими было сделано свыше 120 выступлений, а за два года войны труппами Чувашского академического театра было поставлено около 40 новых спектаклей21. С 1943 г. на полях сражений и в тылу стали действовать бригады, сформированные из артистов Чувашского кукольного театра22.

Новейшим репертуаром пополнилась в напряженные годы Великой Отечественной войны драматургия. Тревожные события тех лет послужили материалом для пьес И. Максимова-Кошкинского «Дети наши», «Счастливая весна», «Возлюбленные» и «Голубая двойка» (1943), посвященная Герою Советского Союза Ф. Орлову. Большим вкладом в чувашскую драматургию послужили драма А. Калгана «Иван Кадыков» (1942) и пьеса Н. Айзмана «Лиза Короткова» (1943), изображавшие сложные периоды национальной истории республик Среднего Поволжья: годы революции и становления советской власти, а также борьбу против фашизма23.

После коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, в 1943 г. Мордовский музыкальный театр (г. Саранск) смог направить свою молодежную труппу на пятилетнюю учебу на отделение оперного искусства Саратовской государственной консерватории. Однако трудности военных лет дали о себе знать, и к возвращению молодых специалистов их родной театр уже готовился к закрытию. Несмотря на это, коллектив театра успел поставить несколько сложных спектаклей, в числе которых были «Литова» и опера «Несмеян и Ламзурь», разработанная Л. П. Кирюковым и впервые в истории мордовского искусства поставленная 12 августа 1944 г. на сцене Театра оперы и балета. В апреле 1945 г. состоялся Смотр национальных театров Поволжья, участниками которого стали оба этих удмуртских спектакля24.

Со временем на работе творческих, в том числе и самодеятельных коллективов республик Среднего Поволжья начали сказываться последствия войны. Работа профессиональных театров осложнилась мобилизацией мужской части состава трупп в действующую армию25.

В целом, суровым испытаниям подвергла Великая Отечественная война советский многонациональный театр. На фронте погибли удмуртские актеры И. Вдовенко, М. Харин, Б. Лямин, И. Самсонов, А. Седов, А. Тугубаев, Н. Растягаев, Ф. Бобров, И. Шкляев, В. Иванов и др. Многие деятели культуры и искусства вернулись с фронта с тяжелыми ранениями, среди них был артист Д. Федотов, который с ампутированной ногой сыграл в спектакле «Русские люди»26. Всего с 1941 по 1945 г. в армейских частях выступило около 3 800 удмуртских концертно-театральных и цирковых бригад27.

Необходимо констатировать, что театральные коллективы автономных республик СССР, состоявшие из чувашской, марийской, удмуртской, мордовской, русской трупп, на протяжении всего периода войны трудились с большой творческой энергией. Наряду с этим, коллективы актеров профессиональных республиканских театров проводили важную воспитательную работу в селах и деревнях республик Среднего Поволжья, а спектакли и концерты там ставились ими практически круглосуточно28.

К 1944 г. военные трудности привели к общему ослаблению деятельности в области культуры, что вызвало озабоченность центральных партийных органов. 14 июля того же года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О работе культурно-просветительных учреждений в Чувашской АССР». Центральный Комитет обратил внимание руководства республики на недопустимость закрытия культурно-просветительных учреждений и потребовал усилить работу в этом направлении, после чего в 1944 г. были восстановлены колхозный и кукольный театры, театр юного зрителя, музыкальное и художественное училища, филармония, 20 клубов, две сельские библиотеки, краеведческий музей, картинная галерея, 71 изба-читальня. В результате всего этого мероприятия в 1945 г. в Чувашии функционировали уже более 900 культурно-просветительных учреждений29.

Таким образом, деятели культуры и искусства, в лице театральных работников автономных республик Среднего Поволжья, внесли свой достойный вклад в победу над врагом. Наравне со всем советским народом, они встали на защиту Родины, а в тылу подчинили весь свой талант и неиссякаемую энергию интересам фронта. Для поддержания боевого духа национальные творческие коллективы пересмотрели свой репертуар в пользу патриотических произведений, создали концертные агитационные бригады для выступлений в госпиталях, воинских частях, на фронте и в тылу. Для приближения долгожданной победы в спектаклях военного периода также была актуализирована тема дружбы между братскими народами.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Цыкина Ю. Ю. Художественная самодеятельность Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 4 (42). – Ч. 1. – С. 202‑203.

2. Голубкова А. Н. Удмуртская музыкальная культура в годы войны // Ежегодник финно-угорских исследований. Искусствоведение. К 65‑летию Великой Победы. – Ижевск, 2010. – С. 155‑161.

3. Удмуртская правда. – 1970. – 20 мая.

4. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ), ф. Р-425, оп. 1, д. 83. л. 13; Цыкина Ю. Ю. Указ. соч. – С. 202‑205.

5. Пулов Е. Для меня театр – храм // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Изд. 2, дополн. и перераб. / Под общей ред. Н. П. Макаркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – С. 476‑478.

6. Духовная культура удмуртов // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре. Электронный ресурс. Режим доступа: lib7. com / cccp / 624‑kyltyra-ydmyrtu. html (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).

7. Там же.

8. Кызыл алям. – 1920. – № 29. – 5 июня; Глухов М. С. Татаrica. Энциклопедия. – Казань: Изд-во «Ватан», 1997. – С. 246, 326.

9. Кызыл алям. – 1920. – № 29. – 5 июня.

10. Театральная жизнь Мордовии: библиографический указатель / Сост. Т. В. Кистанова; ред. Т. В. Овсянникова, С. Б. Юфкина. – Саранск, 2019. – С. 10.

11. Мухамадеева Л. А. Общественные и культурные институты татар-кряшен в 1917‑1940‑х гг.: монография. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – С. 135‑136.

12. Там же. – С. 60.

13. Там же. – С. 136.

14. Голубкова А. Н. Указ. соч. – С. 155‑161.

15. Марийская правда. – 1944. – 14 апреля.

16. ГА РМЭ, ф. Р-742, оп. 1, д. 13, л. 43.

17. Там же, ф. Р-471, оп. 1, д. 394, л. 267; Цыкина Ю. Ю. Указ. соч. – С. 202‑205.

18. Там же, ф. Р-425, оп. 1, д. 88, л. 17.

19. Цыкина Ю. Ю. Указ. соч. – С. 204‑205.

20. ГА РМЭ, ф. Р-742, оп. 1, д. 13, л. 43.

21. Ефимов Л. А. Чувашия в годы Великой Отечественной войны (1941‑1945 гг.) // Страницы истории Чувашии. – Чебоксары, 2001. – С. 203‑215.

22. Наука и культура в годы войны // Чувашская республика. Электронный ресурс. Режим доступа: gov.cap.ru / SiteMap. aspx?gov_id=49&id=1540464 (дата обращения: 15 января 2020 г.).

23. Дедушкин Н. Перо и штык // Дружба. – 1977. – № 28. – С. 4‑11.

24. Брыжинский В. С. Музыкальный театр / Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Изд. 2, дополн. и перераб. / Под общей ред. Н. П. Макаркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – С. 482, 487.

25. Цыкина Ю. Ю. Указ. соч. – С. 204‑205.

26. Голубкова А. Н. Указ. соч. – С. 155‑161.

27. Ложкин В. В. Удмуртско-русские театральные связи. – Ижевск: «Удмуртия», 1993. – С. 68; Репина А. Театральная жизнь Удмуртии в годы Великой Отечественной войны / Архивы Удмуртии. Электронный ресурс. Режим доступа: gasur.ru / activity / publications / 
other_publications / pubkonkurs / konkurs_repina. php (дата обращения: 15 января 2020 г.).

28. Там же.

29. Там же.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
OTHER ARTICLES
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон
Анализируется история становления и развития мусульманской общины в административном центре Мензелинского уезда: факты привлечения мусульманских священнослужителей для нужд городск