Р. Валеев, Д. Мартынов, Ю. Мартынова, В. Тугужекова, М. Минеева. Дунганское восстание в уйгурском песенном фольклоре (По дневнику научного путешествия Н. Ф. Катанова 1890 г.)

Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016
Ознакомительная часть статьи

События, разворачивавшиеся в Восточном Туркестане в 1862-1877 гг. — одни из самых трагических в истории среднеазиатских и шире — тюркских народов. Вместе с тем, огромный территориальный размах, большое количество вовлеченных в конфликт сторон, включая великие державы, ведущие так называемую «Большую игру», делают крайне сложным комплексное исследование Дунганского и Уйгурского восстаний, особенно на фоне Тайпинской революции и восстаний, разворачивавшихся в Китае того времени.

Одним из своеобразных источников, проливающих свет на восприятие местным населением событий Дунганского восстания, является фольклор, немногие образцы которого дошли до наших дней в записи профессора Казанского университета Н. Ф. Катанова.

В Национальном архиве РТ в составе личного фонда Н. Ф. Катанова хранятся фольклорные записи, сделанные профессором во время вынужденного ожидания заграничного паспорта на российско-китайской границе в 1891 г. Мы уже имели возможность охарактеризовать научное путешествие Катанова в Восточный Туркестан и предлагали вниманию читателей отрывки из его путевого дневника. В данной публикации приведены выдержки из фольклорных записей с обязательными паспортами лиц — источников информации. Поскольку в основном это были профессиональные сказители, аудитория которых диктовала основную тематику их выступлений, песни и плачи политического содержания могли сильно повредить доходам и репутации, и даже вызвать репрессии маньчжуро-китайских властей, поэтому фольклорные источники, повествующие о недавних кровавых событиях, были вплетены в нити многочисленных любовных посланий и лирических зарисовок. Практически все интересующие нас сведения содержатся в песнях, которые служили важным средством распространения информации в условиях поголовной неграмотности населения и отсутствия средств массовой информации.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокул
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.