Г. Хасаншин. «Инородческая» школа как инструмент интеграции татармусульман Волго-Уральского региона в российское социокультурное пространство (конец XIX — начало XX в.)

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2016
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016
Ознакомительная часть статьи

Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокультурное пространство. Правительство было обеспокоено их изолированным существованием, незнанием русского языка и грамоты.

Одну из самых крупных этноконфессиональных групп «инородцев» составляли татары-мусульмане, абсолютное большинство которых проживало в сельской местности. Согласно данным переписи 1897 г., их численность в Волго-Уральском регионе составляла 2 249 539 человек (из них городское население — 110 914 человек (4 %), сельское — 2 138 625 человек (95,1 %).

Знание разговорного русского языка, обладание навыками чтения и письма было характерно лишь для жителей городов, мелких чиновников и торговцев. Татарские крестьяне не были особо заинтересованы в изучении грамоты. В аграрном Волго-Уральском регионе потребность знания государственного языка была сведена к минимуму, поскольку взаимодействие с органами власти осуществлялось через выборных представителей, сельское общество самостоятельно решало свои социальные проблемы, дети татар получали образование и воспитывались в конфессиональных школах на родном языке. В дополнение ко всему, изучение русского языка муллы-традиционалисты переводили на плоскость религиозного запрета и считали грехом.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.
Крупнейший российский мусульманский общественный деятель рубежа XIX-XX вв. Исмаил Гаспринский внимательно отслеживал выступления мусульманского населения в период Первой русской ре