Н. Алескерова. Концепция мистического познания — в рисала «Макамат» средневекового ширванского суфия саййида Йахйи Бакуви и некоторые сведения о суфизме в Поволжье и на Урале

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2016
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016
Ознакомительная часть статьи

Судя по большому количеству научных и научно-популярных публикаций в мировом востоковедении, мусульманский мистицизм-суфизм (тасаввуф), как одно из самых неоднозначных проявлений исламской религии, привлекает внимание культурологов, религиоведов и исламоведов. Суфизм не только оказал решающее влияние на духовное развитие нормативного ислама, но и стал одной из основных форм его бытования в различных историко-культурных регионах мусульманского мира. В зависимости от существовавшего в этих регионах контекста — исторического, культурного, религиозного, этнопсихологического, он всякий раз приобретал свою как идеологическую, организационную, так и культово-ритуальную специфику. Суфизм в Африке не был похож на суфизм в Индии, а тот, в свою очередь, отличался от суфизма в Центральной Азии, Поволжье и в Закавказье. Таким образом, во многих среднеазиатских и закавказских регионах, на территории России — в Поволжье, на Урале и в Крыму наряду с нормативным исламом развивался и ислам в форме суфизма.

Суфизм среди мусульман России, в частности, в среде мусульман Поволжья и Урала имеет давнюю историю. Однако, по сравнению с другими регионами, история суфизма, его мировоззрение и практика в этом регионе малоизучены. Несмотря на это, мы попытались представить некоторые сведения о мусульманском мистицизме в этом крае. Тюрки Поволжья и Приуралья, имевшие многовековые культурные и духовные связи с мусульманским Востоком, не могли остаться в стороне от процессов, происходивших в исламском мире. Идеи тюркского суфизма, воспетые в поэтическом произведении «Диван-и Хикмат» (Сборник мудрых высказываний) великого суфийского шейха Ахмада ал-Йасави (ум. 1162), проникли в Волжскую Булгарию из Средней Азии. Золотоордынский хан Берке принял ислам и получил религиозные знания у суфийского шейха Сайф-ад-дина ал-Бахарзи. Исламизация Золотой Орды была осуществлена при могущественном Узбек-хане (1312-1341). Принятие ислама, объявление его государственной религией происходило под влиянием суфийских шейхов Садр ад-дина Сулеймана ал-Лакзи, Шамс-ад-дин ал-Мысри и Низам ад-дина. Среди мусульманских мистиков Поволжья XIV-XV вв. следует назвать шейха Махмуда б. Абдаллаха ас-Сараййи, шейха Джамал ад-дина Йусуфа б. Хасана ас-Сараййи, шейха Хафиз ад-дина Мухаммада ал-Базази. Позже, уже в XVI-XVIII вв., в среде татарских мусульман возрождаются традиции Ахмада ал-Йасави. Происходит дальнейшее развитие татарской литературы. Суфийская литература противопоставляет насилию и жестокости враждебного мира внутренние ресурсы личности, ее духовное богатство. В сложные периоды истории татар суфизм заполнял идеологический, идейно-политический социально-структурный вакуум в обществе.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокул
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.