И. И. Юрганова. «Обязуемся исполнять христианские обязанности»: из истории взаимоотношений потестарной элиты и РПЦ в Якутии

Продвижение Русского государства на восток было завершено в XVII столетии, после чего высшая государственная власть начала устанавливать на присоединенных территориях судебную власть и фискальный порядок. Расширение границ и вовлечение в состав государства новых подданных привело к кардинальным переменам в жизни народов, встречавших на своих землях русских пришельцев и сталкивавшихся с иной политической системой и религией. Данный процесс, безусловно, являлся кризисным явлением, так как прекращали действовать привычные жизненные модели и ориентиры, но в фольклоре народов Якутии установление иного государственного порядка оценивается прагматично, как возможность прекращения междоусобных распрей и гарантия защиты от врагов. В публикации на основе впервые вводимых в научный оборот исторических источников, отложившихся в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия), рассматриваются примеры сотрудничества якутской родоплеменной знати и православного духовенства в начале XIX в., когда родоначальники добровольно брали на себя обязанности по контролю за соблюдением христианских обязанностей своих земляков. На основании публикуемых документов очевидны особенности распространения православия на восточной окраине империи, выражавшиеся, в том числе, и в корреляции обязанностей священнослужителей. Сделан вывод о мирном характере христианизации края и значимости сотрудничества Русской православной церкви, как представителя русской государственности, с местной родоплеменной знатью.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
30.07.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2019
Ознакомительная часть статьи

В имперский период истории Российского государства правительственные акты в отношении окраин империи, в большинстве были ориентированы на взаимодействие государственного административного управления с традиционными органами управления населения. Властные структуры стремились включить нерусское население в организованную государственность как составную часть российской цивилизации, используя, в том числе, и политику сотрудничества с потестарными элитами. В целом, сотрудничество с родоплеменной знатью стало частью государственного управления, когда русские элитные страты традиционно взаимодействовали со своими иноэтничными коллегами.

С 1720-х гг. начинается переход правительственной политики от невмешательства во внутреннюю жизнь народов Сибири к юридическому определению их правового положения: дальнейшая разработка прав и обязанностей ясачных, правовое регулирование власти и должностей родоначальников, направленное на унификацию и интеграцию местных сообществ в общероссийский социум и государство. Вводится механизм перехода от прямого управления инородцами к косвенному (через приказчиков и сборщиков ясака), когда часть административных и судебных функций передавалась местной родоплеменной элите. Центральная власть была заинтересована в стабильности окраин, и правительственная политика в Якутии была направлена на сохранение и увеличение численности местных жителей, так как ясакоплательщики обеспечивали доходы государства. Помимо этого, поиск мирных путей взаимодействия с местным населением обуславливался и малочисленностью русских вооруженных сил на восточных рубежах государства.

Появление православия в Якутском крае связано с его вовлечением в сферу интересов Русского государства, и исследование истории церкви предоставляет возможности расширить научное представление об интеграции отдаленных регионов империи в выполнении общегосударственных задач. Очевидно, что переходить в православие язычникам было проще, чем представителям монотеистических религий, что находит объяснение в мирном характере христианизации; и исторические источники, и народные предания не сохранили упоминаний о восстаниях и мятежах, направленных против крещения. Принявшие христианство получали возможность быть допущенными на государеву службу, что способствовало возникновению симбиоза русских начал и местных обычаев. Некрещеный инородец считался ненадежным подданным государя и, в свою очередь, неофиты, пополняя отряды служилых людей, участвовали в освоении края.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Публикация посвящена введению в исследовательский оборот документальных материалов расследования в Свияжской провинциальной канцелярии случая о недопущении к крещению татарки-мусул
В статье анализируются причины составления в 1910 г. известным мусульманским общественным деятелем И. Гаспринским записки «О распространении на крымских татар общего права избирать
Статья представляет собой публикацию машинописной копии первого циркуляра Восточного отдела ГПУ (1922-1930) – контрразведывательного и разведывательного органа в структуре Государс
Авторами продолжено исследование, начатое в 2014 г., о пребывании в СССР американского экономиста Франка Уитсона Феттера (1930).
Изучение опыта взаимодействия управленцев и педагогического сообщества в годы Великой Отечественной войны на примере Калининской (ныне Тверской) области.
В статье рассматривается влияние построенного в 1950-1957 гг. Куйбышевского гидроузла и образованного им водохранилища на жителей города Куйбышев-Татарский (бывший г. Спасск), част