Л. А. Болокина. Власть и учительство Калининской области в годы Великой Отечественной войны

Вступление в войну заставило советское государство сосредоточить все имевшиеся ресурсы на отражении германской агрессии. Однако даже в самые тяжелые моменты боевых действий в СССР не прекращали функционировать учебные заведения. Для обеспечения их непрерывной работы необходимы были совместные усилия власти и социума. Изучение опыта взаимодействия управленцев и педагогического сообщества в годы Великой Отечественной войны на примере Калининской (ныне Тверской) области является целью данной публикации. Указанная тема недостаточно освещена региональными историками, и обращение к архивным документам помогает дополнить современные представления о событиях тех лет. Основой статьи стали документы Калининского обкома ВКП(б), хранящиеся в фондах Тверского центра документации новейшей истории. Материалы отдела школ, областного и городского отделов народного образования позволяют проследить, как влияло приближение линии фронта на работу образовательных учреждений. Многие школьные помещения оказались заняты различными организациями и службами, не хватало топлива, учебников, школьных принадлежностей. Острота кадрового вопроса заключалась не только в дефиците учителей, но и в том, что значительное количество педагогов не имели соответствующего образования. В статье показаны решения центрального и областного руководства, принимаемые в рамках организации и обеспечения процесса всеобуча. Особой заботы властей требовали районы, подвергшиеся временной оккупации. На восстановительные работы выделялись значительные средства, однако степень разрушений была такова, что их оказывалось недостаточно. Добиться заметного улучшения материально-бытовых условий жизни педагогов не удалось также из-за отсутствия ресурсов на местах. Находясь в сложной ситуации, школьные учителя, сотрудники Калининского областного института усовершенствования учителей, преподаватели педагогических училищ проявили терпение, способность к взаимопомощи, участию в общественных делах, понимание личной ответственности за свою работу.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
30.07.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2019
Ознакомительная часть статьи

Сведения о работе образовательных учреждений Калининской области в 1941-1945 гг. можно встретить в ряде научных статей и воспоминаний, вышедших в последние годы. Очевидцы событий военных лет рассказывают о работе школ, поведении учащихся и учителей, воспроизводят немало интересных эпизодов. Внимание современных исследователей привлекают такие вопросы, как восстановление учебных заведений в освобожденных от оккупации районах, помощь других регионов, проявления заботы о детях со стороны общественности и государств. При этом организация учебного процесса, жизнь и деятельность калининских педагогов в период Великой Отечественной войны пока не стали темой отдельного исследования. В данной статье отражены некоторые аспекты указанной темы.

Напомним, что в начале войны часть территории Калининской (ныне Тверской) области оказалась под оккупацией. В областной столице и некоторых районах советская власть была восстановлена уже в декабре 1941 г., но постепенное освобождение западных районов происходило вплоть до лета 1944 г. В первый военный год занятия во многих школах области начались позже обычного. Например, учащиеся 7-10 классов до 10 октября, а по Кесовогорскому району до 20 октября «были переключены на работу в колхозах», которая предполагала уборку овощей, расстил льна, местами даже пахоту. В течение всех военных лет школьники вместе с учителями выполняли сельскохозяйственные работы, и даже участвовали в соцсоревнованиях.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Публикация посвящена введению в исследовательский оборот документальных материалов расследования в Свияжской провинциальной канцелярии случая о недопущении к крещению татарки-мусул
В статье анализируются причины составления в 1910 г. известным мусульманским общественным деятелем И. Гаспринским записки «О распространении на крымских татар общего права избирать
Статья представляет собой публикацию машинописной копии первого циркуляра Восточного отдела ГПУ (1922-1930) – контрразведывательного и разведывательного органа в структуре Государс
Авторами продолжено исследование, начатое в 2014 г., о пребывании в СССР американского экономиста Франка Уитсона Феттера (1930).
В статье рассматривается влияние построенного в 1950-1957 гг. Куйбышевского гидроузла и образованного им водохранилища на жителей города Куйбышев-Татарский (бывший г. Спасск), част
В статье речь идет о взаимоотношении императора Петра Великого с администрацией Казанской губернии в период проведения Персидского похода 1722-1723 гг.