Т. Т. Каримов. Из истории Булярской поземельной волости: д. Курмашево (XVII – cередина XIX в.)

Курмашево – одна из древних татарских деревень Булярской поземельной волости. Волость располагалась на территории современных Актанышского, Мензелинского и Муслюмовского районов Республики Татарстан, Бакалинского и Илишевского районов Республики Башкортостан. Первые сведения о ней относятся к началу XVII в. Основными жителями ее были татары и марийцы разных сословий, часть которых вошла в состав Башкиро-мещерякского войска после введения кантонной системы управления в 1798 г.
Реализация «Положения о башкирах» от 14 мая 1863 г. привела к утрате прежнего значения поземельной волости. С отменой кантонной системы в 1865 г. и перевода населения из военного в гражданское сословие, на смену поземельных волостей пришли административно-территориальные (Амикеевская, Байсаровская, Поисевская и др.).
Источники не позволяют установить точную дату возникновения д. Курмашево, первыми жителями которой были выходцы из Байлярской волости. Их потомки относят время заселения своих предков к началу XVII в. В связи с этим рассмотрим документ от 27 ноября 1808 г., который содержит данную информацию, а также проливает свет на формирование тептяро-бобыльской сословной группы данного населенного пункта.
Представитель («поверенный») «тептяр» Абдулбашир Мунасипов заявил, что «показанной деревни Курмашевой назат тому лет с двести и более жительство имеют на земле сказанной Булярской волости без всякого прежде платежа башкирцам оброка, по имевшимся у предков их оберегательным письмам, которое в бывшее неустройство утратились и за ту землю предки их вместе с башкирцами платили в казну куничный ясак и тою землями и всякими угодьями без всякого от кого либо спору по генеральное межевание владение имели»1.
Вышеприведенная нами фраза показывает, что потомки курмашевцев заселились как «бобыли», без всяких договоров и не имели зависимости от вотчинников Булярской волости. Свою независимость от вотчинников они подчеркнули отсутствием платежа оброка последним. Позже подтверждением их поземельного права стало «оберегательное письмо», выданное Уфимской приказной избой.
Таким образом, предки «тептяря» Абдулбашира Мунасипова изначально были «бобылями», платящими в казну куничной ясак. Татары башкирского сословия также платили данный вид ясака, но размер их платежей был выше. Чтобы стать «башкирцем» нужно было перейти на тот вид ясака, который платили они. Вплоть до начала XVIII в. «бобыли» являлись неисчерпаемым резервом роста численности «башкирцев» (татар башкирского сословия), что частично наблюдается по материалам д. Курмашево (о них речь пойдет далее).
Прежде чем перейти к рассмотрению других документов, обратим внимание на применение понятия «бобыль». Бобы́ль – в Русском государстве XV – начала XVIII в. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, то есть не несущий государственных повинностей). В XVII в., ознаменовавшем стихийное и массовое заселение Уфимского уезда, большая часть новопоселенцев также не имела повинностей, пока не была выявлена и обложена податью, носившей название бобыльской. Следовательно, первоначальное нетяглое состояние пришлого жителя послужило причиной распространения понятия «бобыль» на эту категорию населения обширной территории Уфимского уезда. На этом внешнее сходство с бобылями Русского государства заканчивается, «бобыль» Уфимского уезда – человек, имеющий свой дом, землю и все необходимое для ведения хозяйства. Пример по д. Курмашево показывает, как многочисленные «бобыли» получили во владение землю, где они заселились исстари и вели свое хозяйство независимо от малочисленных вотчинников.
Исходя из этого было принято решение ограждать (оберегать) их от притязаний вотчинников, когда в ходе рассмотрения челобитной последних «бобыли» сами просили дать им оберегательную память. Вот так они стали полными хозяевами и владельцами территории, где они раньше жили без каких-либо платежей вотчинникам и не нарушая их земельное право. Поэтому оберегательная память жителей вышеперечисленных деревень в источниках середины XIX в. многократно упоминается как «владенная память 1701 г.». Заметим, что такие же владенные документы разных лет имели и вотчинники других территорий, но платившие государству окладной ясак. Смена бобыльского ясака на окладной позволяла получать «башкирские» привилегии, чем охотно воспользовалась часть «бобылей» рассматриваемых нами деревень, ставшая «башкирцами». В данном документе мы видим только одного «башкирца», об остальных татарах башкирского сословия можем судить по другим документам.
Почему же в данном документе потомок «бобыля» именуется «тептярем»? После реформы 1747 г. «бобыли» вошли в тептяро-бобыльскую группу и в переписях указывались как «тептяри и бобыли», а в деловых бумагах назывались просто «тептярями». Последние имели зависимость от вотчинников, как живущие по их припуску с условием платежа им ежегодного оброка. Именно разница между двумя сословиями вынуждала переписчиков при составлении ревизских сказок 1762 г. и последующего периода написать «тептяри и бобыли». Поэтому при рассмотрении этих переписей следует вести речь о тептяро-бобыльской сословной группе татар, а также марийцев, если мы ведем речь конкретно о Булярской волости.
Курмашевцы были не согласны с тем, что при обмежевании их деревни землемером Лисициным они «владельцами не именованы, а показаны припущенниками». В качестве доказательства они представили квитанции «начиная с 1723 года декабря 21 дня по 747 год» о платеже куничного ясака. Они просили «при решении дела их тептерей именовать с башкирцами общими владельцами»2.
Требование курмашевцев отчасти можно назвать справедливым, однако при наделении землей главенствовал формальный (сословный) фактор, по которому тептяро-бобыльская сословная группа рассматривалась как припущенники вотчинников поземельных волостей (даже если заселение произошло без припуска). В период обмежевания земель «небашкирцам» кое-где удалось перейти в башкирское сословие, курмашевцы, похоже, об этом были осведомлены. Однако сам по себе платеж куничного ясака не имел особого значения, другое дело – «оберегальное письмо». Похоже, именно на это рассчитывали курмашевцы, упоминая этот несохранившийся документ.
Так же, как и «тептяри» д. Курмашево, одновременно свои владельческие права доказывали и «тептяри» д. Карачево, «которые заселение свое возымели Енейской волости Канбарской тюбы на речке Шабизе по смежности Байлярской и Булярской волостей в коих, а более в последней землями владение имели и имеют во обще с башкирцами с платежем бобыльского в казну ясака»3. Из данной цитаты видно, что в земельных вопросах данная деревня относилась к Булярской волости, поэтому есть резон уделить несколько строк этой деревне. Они представили квитанции «начиная с [7]199 [1691] по 1745 год» о платеже куничного ясака. Эти квитанции требовались для того, чтобы остаться «при владеемых землях» «согласно изданных на государственное земель размежевание законов».
Несколько позднее заселились «тептяри» ряда других деревень Булярской волости. Татары тептярского сословия д. Биксентеево в 1842 г. заявили, что предки их заселились «более уже назад тому ста лет, но по каким актам, они не знают и сами таковых у себя, кроме одних квитанций тысяща семи сотых годов в платеже бобыльского ясака, теперь не имеют»4. Вслед за ними о заселении «с давнего времени без всяких актов» заявили татары тептяро-бобыльской сословной группы дд. Челномарат, Ахуново, Курмашево5. В ревизской сказке 1762 г. их предки зафиксированы ясачными татарами. Так, в д. Биксентеево было 20 душ мужского пола, а в д. Курмашево – 34 соответственно. Будучи в прошлом байляровцами, ясачные татары обеих деревень состояли в команде старшины Масея Хасанова Байлярской волости. Население д. Ахуново (9 душ мужского пола) относилось к команде Минея Бекбовова Булярской волости6.
Для полноты картины сообщим полный перечень деревень Булярской волости, где к 1762 г. жили байлярцы команды старшины Масея Хасанова. Под его командой было население следующих деревень: Ятово (34 души мужского пола; староста Акчюваш Хасанов, выборной Тебяк Мавлеев), Крыккаинтюба, что на речке Шабизе (7; староста Исенмет Асанов, выборной Ибраш Мамеделин), Амикеево на речке Калмия (42; староста Кадыргул Кадырметев, выборной Мягяди А[й]дагулов), Карачево («Карасево на речке Шабиз», 34; староста Муртаза Сеитов, выборной Иман Аманов), Бексентеево по речке Шабиз (20; выборной Заит Аитов, староста Шахмет Ишметев), Курмашево на речке Шабиз (34; староста Шафей Гавязев, выборной Игимет Аиткулов), Кулларово на речке Шабиз (6; староста Юсуп Точин, выборной Дюсмекей Тлевлеев), Илтемирово на речке Базяна (29; староста Уразай Уразметев, выборной Баки Абкин). Сотником ясачных татар был Булат Мустафин, писарем – Мукмен Муслюмов, последний «писал […] руку приложил». «Послана сия скаска 1762 году марта 15 дня. Подлинную скаску переводил переводчик Константин Иванов»7. Последние фразы говорят о том, что ревизские сказки составлялись на татарском языке, а их перевод осуществлял сторонний чиновник. Ниже приведем сведения о мужском населении рассматриваемой деревни.
В д. Курмашево на речке Шабиз в 1762 г. насчитывалось 34 души мужского пола ясачных татар, которые составили следующие домохозяйства: 1) Мустай Юлдашев (80 лет; сыновья Янаберды, Мустазяп); 2) Булат Мустафин (35; сыновья Ишмухаммет, Бикташ). «У него родной мен[ь]шей брат» Ишмурат (31; сын Тимер); 3) Муса Муслюмов (51; сыновья Мустафа, Мунасип, Минлюкей, А[й]дар); 4) Тагир Муслюмов (35; сыновья Абдусалям, Валиша); 5) Надыр Муслюмов (32; сыновья Салих, Махмут). «У него мен[ь]шей брат» Адиль (22). «У него [Надыра] в доме живуще[й]» Мустаким Елкеев (22); 6) Игимет Аиткулов (40; сыновья Абдрашит, Абдулзялил). У него младшие братья Якей (31), Абдрезяк (25), Абдрахман (22). «У него в доме живущей» Кутлумет Уразметев (61); 7) Гавяс Гасянов (55; сыновья Шафей, Абит, Яркей). «У него в доме живущей» Усман Мурзекеев (57)8.
Позже эти же ясачные татары будут зафиксированы как «тептяри и бобыли», что мы видим из ревизской сказки 1795 г. (см. ниже).
В д. Курмашево (ныне с. Старое Курмашево Актанышского района РТ) в 1795 г. учтены 72 души мужского и 69 – женского пола татар (в 1782 г. было 56 и 47 соответственно) тептяро-бобыльской группы (в источнике «государственные ясашные тептери и бобыли») команды сотни Бикташа Булатова («Палатова»)9. В списке показаны дворы Янаберды Мустаева (1725-1788), Булата Мустафина («Палат»; умер в 1788 г.; двоеженец), Ишмрата Мустафина (62; двоеженец) и др. Курмашевцы сочетались браком с татарами башкирского (Агбязево, Азякуль, Аккузево «Бирской округи», Байсарово, Бикбулово, Исаметово «Бирской округи, Кадырметево, Карачево (2 брака), Моховая, Такталачук, Талнамас, Тлякеево, Шарипово) и тептярского (Аишево (3 брака), Бакабизово, Бикбулово, Биксентеево, Измеиково, Карачево, Мрясево, Мушуга, Такталачук, Уменеево, Чуганаково, Шабизбаш) сословий разных деревень и территорий. Жители припустили семью Махмута Мурсалимова (32 года; жена, дочь ясачного татарина д. Сарсаз Гора тож) из д. Якшиево10. Данные сведения наглядно свидетельствуют об отсутствии каких-либо преград между населением разных сословий, живущих в едином татарском этнокультурном пространстве.
В 1816 г. в данном населенном пункте насчитывалось 129 душ мужского и 117 – женского пола (39 дворов) татар тептярского сословия 3-й тептярской команды. К ревизской сказке «скаскоподатель деревни Курмашевой старшина Бикташ Полатов татарским письмом подписался». К слову, Полатовы являлись большим родом и жили в 4 дворах (их имена: Бикташ (52; троеженец), Биктимер (42), Мухтар (31) и Муввашар (29))11.
Итак, выше предметом исследования стали татары тептяро-бобыльской сословной группы д. Курмашево, являющиеся выходцами из Байлярской волости. Другую группу жителей составили татары башкирского сословия, которые также были байлярцами, а в середине XIX в. образовали д. Новое Курмашево.
«Башкирцы» д. Курмашево впервые упоминаются в документе от 15 февраля 1742 г. В нем названы перешедшие в Кыр-Иланскую волость татары башкирского сословия Искендер Курмашев, Давыд Сулейманов (из д. Курмашево), Урусмет Тукушев (д. Амикеево; в источнике «Амекеево»), Сеит Московов, Уразай Ишмекев, Юсуп Сулейманов (д. Исансупово; «Исенсубино»), Иткиня, Сеит, Асан Мурзекеевы, Утей Сулейманов (д. Качкиново; «Каскиново»), Кадырмет Ишелин12, Кутлумет Московов, Сюлюк Сапаров (д. Суекеево; «Сюекеево») и татары тептярского сословия Муслюм Бигашев, Мостафа Тайметев (д. Курмашево), Юсуп Иткинин, Заит Илмурзин, Абкей Уркин (д. Илтемирово)13. Кроме татар башкирского сословия д. Исансупово, все по происхождению показаны байлярцами (поэтому их можно назвать припущенниками Булярской волости). Однако зафиксированные последними Юсуп Иткинин и Абкей Уркин в ревизской сказке 1762 г. показаны умершими в д. Илтимерово14.
Из вышеперечисленных татар башкирского сословия обращает внимание названный первым Искендер Курмашев. В одной из своих ранних публикаций мы назвали его сыном основателя д. Курмашево (ныне с. Старое Курмашево Актанышского района РТ)15. Новые сведения указывают на предполагаемую связь названия деревни с человеком по имени Курмаш, но в то же время расширяют хронологические рамки основания деревни. Как первопоселенцы на первый план выдвигаются ранее рассмотренные «бобыли», вошедшие позднее в тептяро-бобыльскую сословную гр
|
ппу.
На более раннее заселение «башкирцев» указывает документ 1842 г. Представители байлярцев д. Курмашево Курамша Мухамметрахимов и Бикмухаммет Сатыев «отозвались стряпчему Скарятинову, что на даче Булярской волости поселились предки их более уже назад тому ста лет, по данному от вотчинников на татарском диалекте частному договору, который в прошлом 1770 году сгорел. Впоследствии на право владения землею булярцы в 1777 году выдали им другой на татарском диалекте договор, который в подлиннике при сем представили». В татарском тексте договора упоминаются имена вотчинников Ахмета Исемметова, Айдагула Байдалина, а из припущенников – Курмаша Тангатарова, Даута Сулейманова, ясачного татарина Мустафы Туйметова, Муслима Бигашева16.
Данный документ позволяет сделать вывод о том, что название д. Курмашево может быть связано с именем Курмаша Тангатарова. Последний как ясачный татарин д. Варзи упоминается в документе от 16 ноября 1703 г.17 При пристальном изучении источника выясняется, что он был потомком князей Вятского уезда, которые «от скудости перешли в Уфинский уезд в тое деревню Варзи и поселились». Имели жалованные грамоты и платили «бобыльский» ясак18, а после – окладной («башкирский») ясак и оформились в башкирском сословии.
Таким образом, Курмаш Тангатаров мог поселиться в д. Курмашево не раньше 1703 г. Данный источник подтверждает ориентировочные сведения («более уже назад тому ста лет») ранее упомянутого документа 1842 г.
Итак, поселившись в д. Курмашево Булярской волости предположительно в первой четверти XVIII в., часть потомков княжеского рода в 1742 г. перешла в Кыр-Иланскую волость, основная часть владений которой располагалась на территории современного Ермекеевского, Илишевского, Туймазинского, Шаранского и Чекмагушевского районов РБ. Роль байлярцев в освоении края была велика, не случайно волость часто называлась Кырилано-Байлярской, при этом часть владений приходилась на территорию современного Бавлинского района РТ. Расширяя географию миграции, байлярцы стали заметной частью единого татарского этнокультурного пространства Уфимского уезда.
С образованием на территории бывшего Уфимского уезда Оренбургской губернии, д. Курмашево стала составной частью Мензелинского уезда. В 1811 г. здесь показаны следующие дворы татар башкирского сословия команды юртового старшины Давлетбая Масяева (он является сыном ранее упомянутого старшины Масея Хасанова): 1) Хамзя Усманов (52); 2) Фатхулла (39), Гибадулла (29) Галины; 3) Габдрашит (46), Ильяс (44), Габдрахим (38) Хусаиновы; 4) Саты[й] Амякаев (74); 5) Ильяс Габдуллин (49); 6) Мурсалим Ибраев (64); 7) Абдулгаир (58), Ихсан (46) Абдрахмановы; 8) Гадыльша Апаев (52); 9) Бикбатыр Арсланов (41). «Той же деревне Булярской волости»: 10) Иксан (39), Зайсан (29) Салимзяновы; 11) Магсут (40), Кадыргул («Кадрыгул»; 36) и Минлюкей (33) Масягутовы; 12) Салих Ибраев (66); 13) Хамит (19) и Тохфатулла (18) Махмутовы; 14) Умер Рязапов («Умыр»; 29); 15) Бикташ Миняев (43), всего 77 душ муж. пола (в т. ч. булярцев 31 душа)19.
Следует особо отметить, что в рассматриваемом списке байлярцы зафиксированы первыми, так как их заселение произошло раньше, чем последних 4 дворов, состоящих из вотчинников Булярской волости. К данным вотчинникам мы вернемся, далее переходим к рассмотрению двух документов 1880 г.
Прежде отметим, что в межревизский период (1834-1850 гг.) произошло знаменательное событие: татары башкирского сословия отделились и основали д. Новое Курмашево. К этому времени недостаток земли ощущался остро и переселение на менее освоенные участки стало единственным вариантом решения этого главного для хлебопашца вопроса.
При рассмотрении земельного вопроса «припущенники-башкирцы» (91 душа по 10-й ревизии) д. Новое Курмашево в 1880 г. сообщили, что являются вотчинниками д. Варзи Салаушевой тюбы Байлярской волости Елабужского уезда и по 5-й ревизии числились там. По их словам, они происходят «из рода князей Давлетьяровых» и имеют документы «на право владения», которые «переданы г. мировому посреднику 2-го участка Елабужского уезда Дернову на право ходатайства их о возвращении им во владение угодьями по прежнему». Достоверность данных сведений подтвердили Мухамметгали Курбангалин, Хаммат Ибетуллин, Ахметша Курамшин, Шагимухаммет Биккулов, Багаутдин Хамматов, Шагимардан Ибрагимов, Хасан Хурамшин, Шайхаттар Бикмухамметов, Абдулменняф Кутлукадямов, Шайхелислам Аюпов, Хазимухаммет Биккулов, Галиулла Абызгильдин, Ахметхази Исламгулов, Мухамметхузя Надыршин, Шагиахмет Фаткуллин, Нуримухаммет Биккулов, Мухамметхази Карабиханов, часть которых подписалась, а остальные «руку приложили»20.
Данный документ четко свидетельствует, что татары башкирского сословия рассматриваемой деревни происходили из рода татарских князей Давлетьяровых.
О происхождении этих же новокурмашевцев (91 душа по 10-й ревизии) из д. Варзи Салаушевской тюбы Байлярской волости свидетельствует еще один документ 1880 г. Будучи вотчинниками-байлярцами, они ходатайствовали «о переселении своем в Вятской губернской по крестьянским делам присутствии. В каком положении находится дело – неизвестно»21.
Итак, приблизительное время заселения и происхождение первой группы татар башкирского сословия мы установили. Переходим ко второй группе, состоящей из вотчинников Булярской волости.
Большинство курмашевцев-булярцев – потомки отмеченного в документе от 5 марта 1653 г. Айтугана Сабакова. Последний стал жить в Булярской волости по припуску вотчинника Байсара Козяшева. В одном документе говорится, что «велено помогат[ь] гулящему башкирцу деревни То[р]ешевы Айтуганку Сабакову по 5 куниц на год по челобитью тое ж волости деревни Бюляр башкирца Байсарка Козяшева»22. Вот так переселенец из другого края стал вотчинником («башкирцем») Булярской волости из-за помощи по платежу ясака. Мы специально подчеркиваем слово «помогать», потому что это слово часто встречается в припускных документах и раскрывает механизм формирования вотчинников-«башкирцев».
Потомки Айтугана Сабакова к 1811 г. жили в дд. Курмашево, Сафарово, Чалманарат Булярской волости, что известно по опубликованному источнику23. В нашу задачу входит рассмотрение сведений по д. Курмашево.
Возьмем, к примеру, Магсута (40), Кадыргула («Кадрыгул»; 36) и Минликея (33) Масягутовых. Задолго до углубленного изучения истории д. Курмашево, мы составили генеалогическое древо уфимца А. З. Назмиева, центральная линия которого выглядит так: Арслангали-Юлдаш-Айтуган-Масгут-Максут (1776) – Зайнагетдин (1797) – Назмутдин (1822) – Гильмутдин (1849) – Ширияздан (имам-хатип, 15.02.1873) – Бибизайнап (17.01.1922) – Альфат (1959). Если до Масгута мы опирались на архивные источники, то поиск сведений о его предках результата не дал. Поэтому предков Масгута мы указали исключительно по семейному преданию Назмиевых. Вышеупомянутый опубликованный источник позволил составить исправленный вариант генеалогического древа, начальные колена его представляем так: Субака – Айтуган – Татлыбай – Юлдаш – Масгут – Максут (1776).
В ревизском списке 1811 г. показаны следующие сыновья Салиха Ибраева: Абдулмазит (38; сыновья Габдулхаким, Габдуллатыйф, Габдулзялил, Габдулвали, Габдулхаким, Габдулрафик), Абдрашит (26; сыновья Габдулхабир, Габдулгали), Абдулнасир (23). Используя эти сведения, а также опубликованный источник, составили генеалогическое древо, центральная линия его выглядит следующим образом: Субака – Айтуган – Минлебай – Игебай – Ибрагим – Салих (1755) – Габделмазит (1773).
В том же документе у Умера Рязапова зафиксированы сыновья Хурамша (5; «Хоромша») и Надырша (4). Используя аналогичные сведения, составили еще одно генеалогическое древо, центральная линия которого выглядит так: Субака-Айтуган-Татлыбай-Юлдаш-Рязап-Умер (1782)-Хурамша (1806)24.
Определенный интерес представляют сведения 10-й ревизии (1859), где потомки бывших ясачных татар в связи со включением в «Башкирское» войско по закону 1855 г. именованы «башкирцами». К этому времени население дд. Старое Курмашево и Новое Курмашево Булярской поземельной волости относилось к 11-й юрте 18-го кантона.
В д. Старое Курмашево (ныне село Актанышского района РТ) в 1859 г. учтено 334 души мужского и 331 – женского пола (103 двора) татар тептярского сословия. Шамсутдин Хасянов «отдан в рекрут [в] 1836 г., не возвратился», не возвратились также Юсуп Сайранов (в рекруте с 1835 г.), Абдулгалиев Миндеев (с 1838 г). Хуснутдин Биктимиров (25) «принял св. крещение [в] 1858 г.», а «в 1860 году поступил в рекруты с исключением из башкир». Указными муллами были Ибниамин Иксанов (63 года), братья Мухаммет (63), Мухамметша (54), Ахметша (52) Махмутовы и сын второго Фарукша Мухамметшин (33). К ревизской сказке «деревенский начальник деревни Старой Курмашевой башкирец Мухамметамин Иксанов […] тамгу приложил25. В этой и остальных ревизских сказках все «деревенские начальники» тептярского сословия именованы «башкирцами», что, как было указано ранее, явилось следствием закона 1855 г. о причислении «тептяр» в Башкирское войско.
По сведениям 1870 г. в д. Старое Курмашево при речки Шабыз насчитывалось 376 душ мужского и 365 – женского пола (103 двора) татар тептярского сословия. В деревне имелись, мечеть, школа («училище»), 12 лавок. По пятницам проводились базары26.
По ревизской сказке 1859 г. мы наблюдали, что перевод «тептяр» в «Башкирское» войско отразился в сословном названии жителей д. Старое Курмашево. После 1855 г. они стали именоваться «башкирцами» и в других документах (например, в метрических книгах27).
В д. Новое Курмашево (ныне село Актанышского района РТ) в 1859 г. зафиксировано 167 душ мужского и 169 – женского пола (69 дворов) татар башкирского сословия. К ревизской сказке «деревенский начальник деревни Курмашевой» Нугман Габдулнасыров «тамгу свою приложил»28. Одна часть жителей являлась вотчинниками (86 душ мужского пола), другая (76) – припущенниками.
Назовем имена вотчинников д. Новое Курмашево: 1) Курамша Умиров (52; сыновья Мардамша, Мратша, Ахмадиша); 2) Надырша Умиров (50; сын Мухаметгарей); 3) Давлетьша Умиров (39; сын Мухаметьша); 4) указный азанчей Абдрашит Салихов (1787-1851; сын Вильдан); 5) указный мулла Габдулхабир Габдрашитов (52; троеженец; сыновья Хабибрахман, Халилрахман, Абдулгафур); 6) Габдулгани Габдрашитов (47; сыновья Габдрахман, Габдрахим, Араслан); 7) Гильман Габдрашитов (35; сын Биктагир); 8) Нугуманнасыр Габдулнасыров (43; сыновья Ибатулла, Шагидулла, Нугуманнаби); 9) Габдулгалим Габдулнасыров (40; сыновья Минлихан, Ахметхан); 10) Абдулла Габдулнасыров (36) и др.
К числу припущенников относились следующие дворы татар башкирского сословия: 1) Хаммат Гибетуллин (38; сыновья Хузябагаутдин, Мухамматрашит); 2) Ардашир Ардуанов (22); 3) Кутлукадям Гибетуллин (52; сын Габдулменнян); 4) Хабибулла Кутлукадямов (29; сын Габдулгазиз); 5) Фаткулла Галин (1773-1852; сыновья Шарафутдин, Шагиахмет); 6) Кутлузаман Фаткуллин (57; сын Шагимурза); 7) Шагимрат Кутлузаманов (24; указный азанчей); 8) Шайхетдин Кутлузаманов (29); 9) Бикмухаммет Сатыев (72; сын Нугман (35), внуки Багман, Габдрахман); 10) Шагиахмет Ибрагимов (18; брат Шагимардан); 11) Шайхаттар Бикмухамметов (36; сын Апсаттар); 12) Аюп Бикмухамметов (47; сын Шайхелислам); 13) Исламгул Бикмухамметов (40; сыновья Ахметнаби, Минлихази, Ахметхази, Газетдин); 14) Биккул Сатыев (1791-1857; сын Нуримухаммет (32), внук Альмухаммет); 15) Хазимухаммет Биккулов (39); 16) Шагимухаммет Биккулов (43; сын Фазлыахмет); 17) Минлигул Хамзин (50); 18) Идрис (1810-1852) и Ильяс (38; сыновья Мухамметнаби и Мухамметвали) Кидрячевы; 19) Мухаммедьяр Баязитов (38; сыновья Салимгарей, Мухамметгарей)29 и др.
Таким образом, мы рассмотрели продолжительный период становления и развития д. Курмашево. Наблюдения по сословности населения типичны и для других деревень края. Этим определяется актуальность комплексного исследования истории татарских населенных пунктов, что позволяет воссоздать общую картину региональной истории. Это особенно важно потому, что в некоторых тенденциозных изданиях история татар Восточного Закамья и Приуралья умышленно искажается, их «башкирская» военно-служилая и иная сословность выдается за этнос. Подробное рассмотрение обстоятельств возникновения деревни позволяет сделать вывод о том, что название д. Курмашево может быть связано с именем Курмаша Тангатарова из рода татарских князей Давлетьяровых. Роль каринских (нукратских) князей в становлении деревень и формировании башкирского сословия четко наблюдается и по некоторым другим деревням Булярской поземельной волости.