Р. Айнутдинов, Т. Чудинова. История осуществления в Казани проекта постройки монастыря Казанской Божьей Матери

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2016
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016
Ознакомительная часть статьи

Комплекс Казанского Богородицкого женского монастыря, построенный на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери, привлекает внимание многих историков архитектуры. Такова и была цель зодчих, возводивших его, — ансамбль должен был соответствовать масштабу и значению сей обители. Говоря современным языком, комплекс монастыря в работах ведущих историков архитектуры Казани по рейтингу значимости занимает свое место сразу после ансамблей Кремля и университета. Ему отдали должное, упомянув в своих работах П. Д. Дульский, В. П. Остроумов, С. С. Айдаров, Н. Х. Халитов и др. Обращение к материалам архитектурного проекта и истории его осуществления позволяет по-новому оценить мастерство зодчих и посмотреть, что могло бы быть, если сохранившийся проект застройки монастыря начала XIX в. был бы осуществлен полностью.

Казанский Богородицкий монастырь был основан в 1579 г. на высоком берегу Казанки у водораздела, что позволяло ему занять видное место в архитектурном облике города как во внешних панорамах, так и во внутренних: со стороны Кремля и Черного озера. В момент основания территория монастыря была почти вдвое меньше, здесь располагались небольшие храмы — деревянные церкви Пресвятой Богородицы (1579) и Рождества Богородицы с трапезной и маленькие кельи. Уже в 1594-1595 гг. соборная церковь Пресвятой Богородицы была перестроена в камне и освящена в честь явления Казанской иконы Божьей Матери. Поблизости располагались две приходские деревянные церкви — холодная Николы Тульского (1560-е гг.) и много позднее теплая Сретения Господня (1692). К концу ХVII в. на территории монастыря было уже три церкви. До пожара 1694 г. здесь имелось два надвратных храма (Дмитрия Московского — по улице Казанской, Иоанна Богослова — над Пятницкими воротами), каменная колокольня и богадельня, деревянная холодная церковь Животворящего Креста.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокул
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.