Л. Донина. Сценический костюм в комедии Н. С. Исанбета «Хужа Насретдин» на сцене татарского театра

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2016
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016
Ознакомительная часть статьи

Сценическая судьба комедии Н. С. Исанбета «Хужа Насретдин» сложилась примечательно и удивительно. Комедия была поставлена на многих национальных сценах страны, и везде Хужа Насретдин трактовался как собирательный «образ народов Востока». К постановке этой музыкальной комедии Татарский академический театр им. Г. Камала обращался неоднократно, к работе привлекались не только режиссеры и художники татарского театра, но и ведущие специалисты столичных театров.

Первая премьера состоялась в 1940 г. (режиссеры: Е. Г. Амантов, К. З. Тумашева, X. И. Уразиков). Н. С. Исанбет точно определил время (1396 г.) и место действия (в первичном варианте город Сарай, в Золотой Орде, а во втором — события комедии разворачиваются в городе Булгар — столице Волжской Булгарии). В решении сценического пространства отчетливо проявилось обращение художника П. Т. Сперанского к наследию материальной культуры исламского Востока. Посредством орнамента, словно ковер, покрывающего все декорации, художник создает не конкретное место действия, а образ восточной сказки.

Спектакль имел огромный зрительский успех и потому был утвержден для показа на Декаде татарского искусства и литературы 1941 г. в Москве. Были привлечены силы и столичных специалистов: режиссер В. М. Бебутов, балетмейстеры П. А. Гусев, Г. Х. Тагиров, Л. В. Якобсон. Постановка была осуществлена силами двух театров: Татарского государственного академического театра им. Г. Камала и Татарского государственного театра оперы и балета. Наделяя спектакль эпитетами «яркий, театральный, красочный», театроведы сходились в одном: «на фоне бытовых драм предвоенных лет… заблестел комедийными гранями оригинальный, пышный спектакль с интересными массовыми сценами». Режиссером были предприняты попытки «адаптировать комедию для своего зрителя»: национальный «колорит проявлялся в изображении народного юмора, орнаменте, в мельчайших деталях психологической характеристики, свойственной именно татарскому, а не другому искусству».

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокул
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.