Ю. Н. Гусева. Шейх Ибрагим Яхин и судьба ишанов накшбандийского тариката в СССР

В статье рассматриваются сюжеты, связанные с бытованием суфийской традиции на Средней Волге (в частности, в Самарском Поволжье) в советский период отечественной истории. Дается общая характеристика государственной позиции в отношении российских суфийских лидеров, анализируются итоги жесткой антисуфийской кампании, проводившейся в регионе. Приводятся сведения, характеризующие отношение чиновников к ишанам и ишанизму в послевоенный период советской истории. Освещаются сюжеты деятельности накшбандийского суфийского братства в с. Благодаровка Челно-Вершинского района Самарской области, одного из немногих существовавших в пределах Волго-Уральского региона суфийских центров. В исследовании впервые освещается жизненный путь последней крупной суфийской фигуры «благодаровских» ишанов накшбандийского тариката Ибрагима Яхина (Ибрагим б. Сафиулла б. Яхья). На основании архивных сведений, воспоминаний родственников и фотоматериалов рисуется картина взаимоотношений шейха с единоверцами и властью, его социальная позиция и суфийские практики, которые имели место в среде верующих. Делается вывод о значении и типичности/уникальности жизненного пути одного из немногих известных суфийских лидеров Поволжья советского периода.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

В различных регионах России и за рубежом идет активный поиск рецептов спасения от салафитских настроений, идей радикального «очищения» ислама. На страницах прессы и в научной среде непрерывно дискутируются темы о возможности использования миротворческого потенциала суфизма, его идей и практик, которые многими политиками рассматриваются как надежное противоядие от разрушительной пропаганды стремительно радикализирующихся «очистителей». Современные примеры из политической жизни России, Великобритании, США, государств Северной Африки и Средней Азии свидетельствуют о том, что правительства зачастую стремились и стремятся поддержать суфизм ввиду его «минимальной политической угрозы» или в попытках обрести в лице шейхов поддержку для легитимации собственной власти.

Российский опыт представляет собой один из ценных элементов в глобальном поле исследований государственно-суфийских отношений, поэтому к нему обращены взгляды многих исследователей. Он был по-своему уникальным, но в целом подчинялся общей логике внутриполитического развития и государственно-религиозных взаимодействий.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.