Я. Р. Рахимова. Роль татарских тафсиров в развитии исторических и культурных традиций татар (конец XIX – начало XX в.)

В статье освещается специфика и содержание тюрко-татарских тафсиров конца XIX – начала XX в., оценивается наследие тафсиров, затрагиваются вопросы их влияния на развитие татарской культуры, приводятся сведения о наиболее распространенных сочинениях. Дан краткий обзор идей и мыслей религиозных и философских реформаторов, которые в той или иной мере присутствуют в комментариях и переводах Корана. Актуальность изучения татарских тафсиров очевидна, поскольку выявление и введение в научный оборот письменных источников относится к числу актуальных задач гуманитарной науки. К сожалению, Коран в той или иной мере предстает в искаженном свете в трудах некоторых комментаторов. Этим обстоятельством определяется необходимость детального изучения письменных источников. Пережив сложный период радикальных перемен в ценностных ориентациях по отношению к религии (XVIII – начало XX в.), богословие у мусульман Поволжья и Приуралья получило новый виток развития. Наступило время пробуждения общественной мысли татар. К концу XIX в. существовало два направления философской мысли: реформаторское и традиционалистское. В этот период появилось большое количество работ, посвященных религиозно-философской мысли татар. Хронологические рамки работы охватывают период с конца XIX по начало XX в. Географические рамки исследования ограничены в основном Волго-Уральским регионом и феноменом формирования и развития традиции изучения ислама и основных источников в данном регионе. Использование цивилизационного подхода позволяет рассматривать татар-мусульман России как часть арабо-мусульманской цивилизации. Рассматривая татарское российское сообщество с позиций данного подхода, мы имеем возможность выявлять процессы и закономерности, являющиеся общими и для этого сообщества, и для исламской цивилизации в целом. Таким образом, исторический период конца XIX – начала XX в. отмечен кардинальными изменениями в политической и социокультурной жизни татарского народа. Именно противостояние джадидистов и кадимистов, фактически расколовшее татарское общество на две части, стало основным пунктом в изучении наследия татарских богословов XIX-XX вв. Благодаря рукописной книге у татар сохранились язык, религия и национальная культура.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
16.06.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017
Ознакомительная часть статьи

Многовековая письменность, книжная культура, сформировавшаяся система народного образования способствовали развитию религиозно-философской, научной и художественной мысли у татар Среднего Поволжья. Для философской мысли мусульман России в конце XIX – начале XX в. были характерны два основных направления – реформаторское (джадидизм) и традиционалистское (кадимизм).

Следует учесть, что российский ислам имеет богатые традиции религиозно-реформаторской мысли, во многом заимствованные из разных цивилизаций. С конца XVIII в., и особенно в XIX в., татары все более активно стали перенимать элементы европейской и русской культуры. Наука, техника, философия просветительства и позитивизма, теория Дарвина и многое другое – все это не могло не воздействовать на формирование новых концепций. Деятельность джадидистов часто ассоциировалась с новшествами, проникнувшими в татарскую общественную мысль с Запада и с Востока. Мусульманская реформаторская экзегетика отразила приобщение мусульманского общества к новым реалиям, прежде всего к европейской научно-философской мысли. В религиозном реформаторстве традиционалистское направление предполагало обращение к ценностям раннего ислама времен пророка Мухаммада. Сторонники кадимизма «выступали против чужеродных идей, относили их к разряду “бид‘а” (ересь), призывали вернуться к традиционным основам татаро-мусульманского общества, которые, по их мнению, заключены в Коране и Сунне». В свою очередь реформаторское направление предполагает приспособление религии к современному миру.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств