Р. И. Ишмухамедова. Русско-татарская школа Бурганутдина Юскаева в Саратове (1907-1918 гг.)

Сложный, противоречивый процесс становления у российских татар системы светского образования в начале XX в. требует всестороннего исследования. Особого внимания заслуживает проблема, связанная с соотношением импульсов, исходящих из двух источников: самого татарского общества и официальных правительственных кругов. В историографии до последнего времени главный упор делается на изучении деятельности татарских прогрессистов по реформированию конфессиональной мусульманской школы. Это касается планов и усилий правительства и органов местного общественного управления в данной сфере, что преобладающим оставалось скептическое, настороженное отношение к ним. Целью настоящей статьи является изучение характера эффективности официального курса в сфере образования российских инородцев на примере открытой в 1907 г. русско-татарской школы в городе Саратове. В ряде случаев территориальные рамки исследования распространяются на всю Саратовскую губернию. Хронологически исследование охватывает период функционирования названной школы. Статья основана на архивных документах, большинство которых вводится в научный оборот впервые. Исследование выявило тот объективный факт, что в Саратове оба названных выше процесса – реформирование конфессиональной школы и введение светского образования – протекали крайне медленно. Лишь в декабре 1907 г. здесь появилось первое начальное русско-татарское училище. Заслуга в его открытии и успешной деятельности принадлежит выпускнику Казанской татарской учительской школы Бурганутдину Сулеймановичу Юскаеву. Приведенный в статье материал показывает, что инициатива Б. С. Юскаева, поддержанная городской думой и дирекцией народных училищ, отвечала потребностям местной татарской общины.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

В XIX в. система школьного образования у саратовских татар состояла из конфессиональных училищ при мусульманских мечетях. В 1862 г. по губернии было зарегистрировано 126 мечетей в 63 деревнях. Каждый приход ‒ махалля стремился открыть мектеб, но получалось не у всех, не хватало помещений, материальных средств. Не все имамы, на которых возлагалась ответственность за обучение детей, обладали необходимыми знаниями. Тем не менее, количество училищ постоянно росло. В 1891 г. в Саратовской губернии имелось 152 мечети и 97 мусульманских начальных училищ с 5 876 учащимися (5 704 мальчика и 172 девочки).
Эта, казалось бы, надежная и к тому же совершенно необременительная для государственного бюджета самофинансируемая система к концу XIX в. перестала удовлетворять как правительство, так и само татарское общество. Правительство не устраивало то, что в мектебах и медресе не изучался русский язык, данное обстоятельство затрудняло проникновение в среду татарского крестьянства официальной идеологии с установкой на русификацию и христианизацию инородческого населения Российской империи. Само татарское общество, все более интенсивно втягиваемое в торгово-экономические связи пореформенной России, не устраивало, что училища при мечетях не давали шакирдам никаких светских, необходимых для практической жизни знаний и умений.
Начиная с 1870-х гг. обе стороны стали предпринимать попытки реформирования системы инородческого образования. Утвержденные 26 марта 1870 г. «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» предусматривали, во-первых, учреждение за счет казны в местностях со смешанным татарским населением начальных сельских и городских училищ и, во-вторых, учреждение местными мусульманскими обществами на собственные средства классов русского языка при мектебах и медресе. Указывалось также на необходимость вовлечения в создаваемую систему девочек.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.