О. А. Хабибрахманова. Формирование культуры досуга по-советски в 1920-1930-е гг.

В статье рассматриваются вопросы трансформации досуга научной интеллигенции в Татарcтане в 1920-1930-е гг. В этот период произошли серьезные социально-культурные трансформации, в том числе изменились досуговые практики. Исследование формирования новых форм досуга научной интеллигенции проведено с целью выявления социальных изменений, происходящих в их среде. Историко-системный подход в изучении социальных практик позволил выявить не только новые формы досуга научной интеллигенции, но и на основе анализа выявить трансформационные процессы, происходящие внутри профессорско-преподавательской корпорации. На базе архивных документов показаны действия властей по изменению культурных традиций ученых с учетом новой, советской реальности. В основе новых культурных традиций, предложенных властью, лежали идеологические и политические мотивы. Показаны попытки Советской власти вмешаться в приватную сферу научной интеллигенции. В работе исследованы предложения властей по организации новых, советских форм отдыха. Изучены вопросы организации массовых мероприятий, создание домов культуры, предложения по организации летнего отдыха по-советски. На примере повседневных практик научной интеллигенции в статье доказывается неоднозначное отношение ученых к предлагаемым формам отдыха. Несмотря на насильственное внедрение новых культурных традиций и форм времяпрепровождения, научная интеллигенция часто оставалась верна дореволюционным традициям и ценностям.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

Трансформация культуры досуга, ее идеологизация – одно из важнейших направлений советской политики 1920-1930-х гг. Новые формы организации досуга несли идеологическую нагрузку, направленную в первую очередь на формирование новых образов и идентичностей. По словам В. И. Ленина: «буржуазную интеллигенцию надо победить, переделать, переварить, перевоспитать…». С момента установления советской власти в стране начинаются масштабные действия по внедрению в обществе новых форм проведения культурного досуга.
Переломить культурные традиции научной интеллигенции пытались самыми разными способами. Например, путем учреждения новых профессиональных праздников. Так, 24 февраля 1924 г. казанские ученые должны были отмечать День научного работника. Основные мероприятия по его проведению были намечены в Доме работников науки и техники «Дорнит». Программа выходного дня для научного работника предполагала особый распорядок: с 10 до 13 часов дня в стенах «Дорнита» ученые могли поиграть в шашки, шахматы, почитать советские журналы и газеты. В 13 часов дня состоялся концерт. В 15 часов был дан бесплатный обед. Вечером организовано кино и посещение театра по постановке Н. Островского «Не все коту масленица»; позднее предполагались танцы, игры под аккомпанемент баяниста. Проведение досуга по-советски должно было полностью перевернуть представление ученых о проведении свободного времени. Новый профессиональный праздник не был популярен среди большинства профессоров. Согласно документам, участие в нем приняли лишь 20 профессоров, другие просто его проигнорировали, традиционно ссылаясь на занятость или болезнь. Намеренно не посещая советские мероприятия, ученые охраняли свои традиции и ценности. Кроме того, четко прописанный график проведения мероприятия не оставлял возможности варьировать предложенные властями формы досуга, а следовательно, и принимать в нем участие ученые не спешили.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.