Нургатина Г. Г. Комментарий Корана «Тафсире фаваид» Хусаина ибн Амирхана

Статья посвящена малоизвестному комментарию Корана «Тафсире фаваид» (Полезное толкование), составленному Хусаином ибн Амирханом, напечатанному в Казани в конце XIX в. на старотатарском языке. Х. Амирханов (1816-1893) – выдающийся представитель татарской интеллигенции XIX в., имам-хатыб шестой мечети Ново-Татарской слободы города Казани, представитель знаменитой династии Амирхановых, один из образованнейших татарских мусульманских духовных служителей своего времени, просветитель, педагог, автор исторических, религиозных книг и переводов на татарский язык. Он является автором ряда сочинений, написанных на старотатарском и арабском языках, которые сохранились в рукописном и печатном виде, многие из них до сегодняшнего дня остаются не изученными. Произведения Х. Амирхана полностью пронизаны духом ислама, переполнены кораническими сюжетами и образами востока, но в то же время содержат в себе ценнейшую информацию об истории татарского (булгарского) народа. Все это определяет его вклад в развитие татарской историографии, экзегетики и литературы XIX в. в целом, которая осталась верна традициям предыдущих эпох, носила синкретический характер, объединяя в себе религиозные, духовные и культурные представления народа. «Тафсире фаваид» представляет собой подстрочный перевод Священного Писания с добавлением более подробного разъяснения к некоторым аятам или понятиям. В данной статье дается информация об источниках, на которые опирался Х. Амирхан при составлении своего тафсира, а также отмечается роль, которую играл этот труд в мусульманском сообществе Казани во второй половине XIX в. Известно, что он был весьма востребован современниками, издавался большими тиражами и пользовался популярностью. Многие авторы при составлении своих переводов и тафсиров Корана активно использовали его. Тафсир Х. Амирхана является важным звеном в развитии и изучении татарской мусульманской экзегетики, его всестороннее изучение поможет возродить и обогатить духовное наследие татарского народа.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
28.05.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2018
Ознакомительная часть статьи

Творческое наследие Х. Амирхана представляют несколько рукописных и печатных книг на старотатарском и арабскам языках. Р. Гайнанов утверждал о 14 трудах, автором которых является Х. Амирхан. Многие из этих произведений были потеряны и не дошли до наших дней. Сегодня известны четыре сочинения автора, напечатанные в Казани в конце XIX в. Татарский исторический источник XIX в., вобравший в себя историю мусульманского мира, отдельных тюркских и исламских государств, Булгарского и Казанского ханств, библиографические сведения о знаменитостях под названием «Таварихе Булгария» (Булгарские хроники); «Шаджараи ʼалия фи баян аль-ансаб» (Великая родословная, повествующая о поколениях) или «Нуджум ат-таварих» (Звезды исторических хроник), на страницах которого автор приводит информацию и легенды о былых мусульманских странах и выдающихся мусульманских личностях; «Таварихе Маккаи-Мукаррама ʼаля фатихиха афдаль ас-салат ва акмаль ат-тахийат» (История священной Мекки, лучшая молитва и совершеннейшие приветствия ее открывателю [Мухаммаду] и комментарий к Корану «Тафсире фаваид» (Полезное толкование) в четырех томах».

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Обзор юбилейных мероприятий, приуроченных к 100-летию Архивной службы Республики Татарстан
В этой статье представлен краткий исторический обзор развития архивного дела в г. Нижнекамске.
В работе анализируются материалы российских энциклопедических изданий дореволюционного периода
Статья посвящена проблеме сбора и фиксации сохранившихся исторических источников и дешифровке эпиграфических надписей, знаков на территориях проживания татар и башкир
Повседневность казанского мещанства конца XVIII – первой половины XIX в. через призму изучения городского пространства
В статье рассматриваются особенности развития художественного искусства в Среднем Поволжье в 1920-е гг.