Муртазина Л. Р. Фазыл Бакиров – лучший студент Университета Вальпараисо

Исследование посвящено изучению некоторых страниц жизни татарского студента Фазыла Бакирова, обучавшегося в Университете Вальпараисо (штат Индиана, США) в 1919-1922 гг. Университет славился тем, что предоставлял хорошие знания всем заинтересованным в учебе молодым людям из разных стран и городов, независимо от их национальности, религии и расы. В начале ХХ в. в татарском обществе, также как и в целом по России, возрастает потребность в получении светского образования. Она была связана с развитием производства, конкуренцией на всероссийском и внешнем рынках, развертыванием торговой и предпринимательской деятельности. В связи с этим татары все больше начинают выбирать в качестве учебного заведения колледжи и университеты Западной Европы, Америки и Японии – центры новых технологий для различных отраслей промышленности, коммерции и земледелия. Университет Вальпараисо – один из таких передовых учебных заведений, где, помимо Фазыла Бакирова, получили образование также другие татары – Фуад Анваров, Галимзян Сайфульмулюков и Зия Музавиров. В статье представлены неизвестные ныне в историко-педагогической литературе материалы о Ф. Бакирове: биографические данные и документы, рассказывающие о его учебе и жизни в Америке. История учебы за рубежом является неотъемлемой частью истории татарского просвещения, поэтому изучение в ретроспективе особенностей обучения татарских студентов вне родины, их жизни на чужбине играет важную роль в формировании целостного объективного представления об этом периоде истории просвещения в целом. Новизна исследования связана с обращением к ранее не изучавшейся проблеме истории татарского просвещения, а также с введением в научный оборот новых источников из архива Университета Вальпараисо. Исторические факты, извлеченные из архивных документов, позволили представить картину жизни татарского студента в зарубежном учебном заведении в начале ХХ в. и воссоздать портрет татарина, признанного лучшим студентом Университета Вальпараисо
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
12.11.2024
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries № 2 2024
Ознакомительная часть статьи

 

УДК 378.1

 

Фазыл Бакиров – лучший студент Университета Вальпараисо

Л. Р. Муртазина,

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

 

Fazyl Bakirov – the best student of Valparaiso University

L. R. Murtazina,

Sh. Mardzhani Institute of History, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan,
Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

 

Аннотация

Исследование посвящено изучению некоторых страниц жизни татарского студента Фазыла Бакирова, обучавшегося в Университете Вальпараисо (штат Индиана, США) в 1919-1922 гг. Университет славился тем, что предоставлял хорошие знания всем заинтересованным в учебе молодым людям из разных стран и городов, независимо от их национальности, религии и расы. В начале ХХ в. в татарском обществе, также как и в целом по России, возрастает потребность в получении светского образования. Она была связана с развитием производства, конкуренцией на всероссийском и внешнем рынках, развертыванием торговой и предпринимательской деятельности. В связи с этим татары все больше начинают выбирать в качестве учебного заведения колледжи и университеты Западной Европы, Америки и Японии – центры новых технологий для различных отраслей промышленности, коммерции и земледелия. Университет Вальпараисо – один из таких передовых учебных заведений, где, помимо Фазыла Бакирова, получили образование также другие татары – Фуад Анваров, Галимзян Сайфульмулюков и Зия Музавиров. В статье представлены неизвестные ныне в историко-педагогической литературе материалы о Ф. Бакирове: биографические данные и документы, рассказывающие о его учебе и жизни в Америке. История учебы за рубежом является неотъемлемой частью истории татарского просвещения, поэтому изучение в ретроспективе особенностей обучения татарских студентов вне родины, их жизни на чужбине играет важную роль в формировании целостного объективного представления об этом периоде истории просвещения в целом. Новизна исследования связана с обращением к ранее не изучавшейся проблеме истории татарского просвещения, а также с введением в научный оборот новых источников из архива Университета Вальпараисо. Исторические факты, извлеченные из архивных документов, позволили представить картину жизни татарского студента в зарубежном учебном заведении в начале ХХ в. и воссоздать портрет татарина, признанного лучшим студентом Университета Вальпараисо.

Abstract

The research theme of this article is devoted to studying some pages of the life of the Tatar student Fazyl Bakirov, who was educated at Valparaiso University (Indiana, USA) in 1919-1922. The university was famous for providing good knowledge to all young people from different countries and cities, who were interested in learning, regardless of their nationality, religion and race. At the beginning of the twentieth century, there was a growing demand for secular education in the Tatar society, as well as in general in Russia itself. This tendency was due to the increasing development of production, competition in the all-Russian and foreign markets, and the development of trade and business activities. In this regard, the Tatars are increasingly beginning to choose colleges and universities in Western Europe, America and Japan as their educational institutions – centers of new technologies for various branches of industry, commerce and agriculture. Valparaiso University is one of the most advanced educational institutions, where, in addition to Fazyl Bakirov, other Tatars such as Fuad Anvarov, Galimzyan Sayfulmulyukov and Ziya Muzavirov also received their education. This article presents materials about F. Bakirov, that are currently unknown in the historical and pedagogical literature, such as biographical data and documents, which describe his study and life in America. The history of studying abroad is an integral part of the history of the Tatar education, so investigating in the retrospective aspect the peculiarities of the Tatar students getting education outside of the homeland, their life in the foreign lands plays an important role in the formation of a holistic objective view of this period of the history of the education as a whole. The novelty of this research relates to the appeal to the previously unstudied problem in the history of the Tatar education, as well as the introduction of new sources from the archive of Valparaiso University for the scientific circulation. Historical facts extracted from the archive documents made it possible to present a picture of the life of the Tatar student in the foreign educational institution at the beginning of XX century and to recreate a portrait of the Tatar student, who was recognized as the best student of Valparaiso University.

Ключевые слова

Татарские студенты, светское образование, зарубежные учебные заведения, Университет Вальпараисо, Фазыл Бакиров.

Keywords

The Tatar students, secular education, foreign educational institutions, Valparaiso University, Fazyl Bakirov.

 

Конец ХIХ – начало ХХ в. в татарском обществе, как и в России в целом, характеризуется развитием производства, конкуренцией на всероссийском и внешнем рынках, развертыванием торговой и предпринимательской деятельности, что привело к росту потребности в светски образованных людях, которые с успехом могли бы включиться в этот процесс. За светским образованием татарская молодежь устремилась в русские учебные заведения, а некоторые – в высшие школы зарубежья, где можно было получить соответствующее времени профессиональное образование. Татары больше всего выбирали учебные заведения Западной Европы и Америки, некоторые поступали в университеты Японии. После 1910-х гг. число татарских юношей, получающих образование за рубежом, возросло.

В начале ХХ в. в знаментитом университете города Вальпараисо, который находится в штате Индиана (США), обучалось несколько татар. По материалам татарской периодической печати начала ХХ в., найденным во время исследования, посвященного истории обучения татарских студентов в других странах в конце ХIХ – начале ХХ в., выяснилось, что среди них были Фуад Анваров из Зайсана1, Галимзян Сайфульмулюков из Ташкента, Зия Музавиров из города Пржевальска2. Их имена стали известны благодаря публикациям в татарских газетах и журналах начала ХХ в. Об одном студенте – Фуаде Анварове – удалось найти документы в архиве Вальпараисского университета (краткая информация о нем, сведения о его учебе на Подготовительном отделении университета, о получении образования по специальности «агрокультура» (сельское хозяйство) и т. д.)3. Во время исследования также были обнаружены материалы еще об одном неизвестном до настоящего времени студенте – Фазыле Бакирове, которые хранятся в архиве Университета Вальпараисо4.

Университет Вальпараисо привлекал татарскую молодежь прежде всего высоким уровнем знаний и преподавания. Являясь одним из старейших университетов Америки, в начале ХХ в. он получил широкое признание как сравнительно недорогое учебное заведение, дававшее хорошее образование. Среди выпускников было много тех, кто прославился на весь мир – ученые, бизнесмены, губернаторы и т. д. Татарским студентам импонировало и то, что «университет основывался на демократических принципах»: «Здесь никакой роли не играют такие понятия, как происхождение, богатство, национальность, религия, принадлежность к какой-либо партии или группе»5. Отношение руководства к студентам было более чем лояльным, и это было очевидным по сравнению с российскими учебными заведениями: «Ни один человек, который хочет сюда поступить, не отвергается. Отказать человеку, который хочет получить образование, считается недопустимым и большим грехом»6. В университете могли получать образование студенты из всех уголков мира по таким направлениям как сельское хозяйство, коммерция, медицина, право, педагогика, архитектура, музыка и др., которые были актуальны и в России в начале ХХ в. Поэтому среди них было довольно много выходцев из России: «иногда можно даже представить, что находишься в «колонии инородцев7 России»8.

Итак, говоря о документах о Ф. Бакирове, мы имеем ввиду три источника, в которых упоминается имя Фазыла Бакира (Fazl Bekr) – это два номера университетской газеты «Torch»9 и журнал «Record Yearbook» («Ежегодные записки») Вальпараисского университета. Все эти заметки были опубликованы после смерти Ф. Бакира. В номере газеты «Torch», датированном 2 января 1923 г., представлен общий список студентов за 1922/1923 учебный год, которым предстояло получение сертификата. Данный список был составлен для комиссии, которая занималась решением вопроса сертификации, и он был прикреплен к личным делам студентов10. Та же газета за 9 января 1923 г. сообщает о смерти татарского студента Фазыла Бакира, который обучался на последнем курсе колледжа при Университете11. В журнале «Ежегодные записки» помещено фото Ф. Бакира и статья-соболезнование по поводу его смерти под названием «В память»12. Данная публикация является единственным источником, представляющим наиболее полную информацию о Ф. Бакирове. К сожалению, на сегодняшний день не удалось найти подробные материалы о его жизни и деятельности из отечественных источников, в том числе из татарской периодической печати, которая служит ценнейшим ресурсом при изучении проблемы истории развития татарского просвещения в начале ХХ в., в том числе и по татарам, обучавшимся за рубежом.

Итак, исходя из этого документа имеем следующую информацию о Фазыле Бакирове.

Родился 22 января 1896 г. в городе Троицке. В 10-летнем возрасте был отправлен родителями в Стамбул для получения образования. Обучившись здесь несколько лет в начальной школе, юноша поступил в Американский колледж в Бейруте, который в то время был очень популярен среди татар13. После этого он возвращается на родину и продолжает свое обучение. В Вальпараисо Ф. Бакиров едет из Сибири – из Харбьера14. В 1919 г. он поступает в колледж Университета Вальпараисо.

В заметке говорится, что татарский студент всегда был занят учебой, отличался образованностью и способностями. Обучался Бакиров на факультете искусства и науки. Однако в ноябре 1922 г. он внезапно заболел и во второй половине декабря был помещен в госпиталь Кристин для обследования и лечения. Однако лечение не дало результатов, и 2 января 1923 г. в возрасте 26 лет (за 20 дней до дня рождения) он скончался от сердечного приступа в госпитале Вест-Энд в Чикаго.

В документе говорится: «Он был очень способным студентом, особенно в области математики и химии. Интересовался всем. Был уважаемым человеком не только на факультете, но и во всем колледже. Его друзья потеряли хорошего друга, а Университет – своего лучшего студента»15.

Исходя из того, что обучаться в зарубежных учебных заведениях имели возможность в основном дети обеспеченных людей16, предполагаем, что Фазыл Бакиров представлял семью известных троицких торговцев Бакировых17, которые происходили из деревни Менгер Казанского уезда18. По сведениям Атиллы Расих, после революции Бакировы, так же как и многие другие татарские купцы и предприниматели Троицка, эмигрировали19. О самом Фазыле Бакирове упоминается в «Литературном словаре» И. Рами и Р. Даутова20, а также в рукописях из личного архива известного художника и скульптора Баки Урманче, которые хранятся в фондах Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Эти документы были переведены на кириллицу и опубликованы З. Мухамметшиным21. Ссылаясь на статью из журнала «Ежегодные записки», предполагаем, что Б. Урманче были допушены некоторые неточности. Так, он пишет, что Фазыл Бакиров в 1918 г. вместе с Ниязом Максудовым22 уехал в Америку через Владивосток и умер через год, т. е. в 1919 г.23 Как видно из документов Университета Вальпараисо, два с половиной года он обучался в университете и скончался намного позже, в 1923 г.

Найденные документы ценны тем, что дают хоть малую, но достоверную информацию24 о татарском студенте, который обучался за рубежом, наверное, мечтал, как и все другие представители студенчества начала ХХ в., полученными знаниями приносить пользу своему народу и стране. Молодые люди горели желанием прославить свой народ, показать всему миру, кто такие татары: «Мы должны показать американцам,.. что мы – подающий надежды народ, подобный восходящему солнцу. Мы должны расселиться среди народов с высокой культурой и поучиться у них, увидеть мир»25.

Материалы, представленные в данной статье, являются ценными источниками для изучения истории татарского студенчества в конце ХIХ – начале ХХ в. как одного из направлений истории развития татарской педагогической мысли этого периода, а короткая жизнь татарского студента Фазыла Бакирова – примером того, как татарские студенты стремились к знаниям и образованию, старались не отступать от пути своих предков, для которых знания и просвещение всегда были на первом месте.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Зайсан – ныне город в Казахстане, административный центр Зайсанского района Восточно-Казахстанской области.

2. Пржевальск – уездный центр Семиреченской области, ныне город Каракол – административный центр Иссык-Кульской области Кыргызстана.

3. Муртазина Л., Гибатдинов М. Документальные следы двух татарских студентов в Америке // «По ту сторону ТАРТАРА». Мусульманский мир в сердце Европы между Эльбой, Бугом и Камой. Сборник научных трудов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани; Институт Кавказских, Татарских и Туркестанских исследований (ICATAT), 2017. – С. 130-139.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://collections.valpo.edu/digital/collection/yearbooks/id/33365/rec/93

5. Әнвәров Ф. Вальпараисо университеты (Америкада) // Шура. – 1914. – № 22. – Б. 697.

6. Шунда ук. – Б. 698.

7. Среди студентов были русские, евреи и представители других национальностей, говорящие на русском языке.

8. Әнвәров Ф. Вальпараисо университеты (Америкада)… – Б. 697.

9. Слово «Torch» в переводе с английского языка означает «факел».

10. Torch. – 1923. – January 2.

11. Torch. – 1923. – January 9. – № 15.

12. Record Yearbook (Valparaiso, IN) – Class of 1923. – Р. 16-17.

13. Американский колледж в Бейруте был открыт в 1866 г. американскими миссионерами. В 1920 г. получил статус университета. Основная идеология учебного заведения – обучение всех людей, независимо от их национальности, религии и расы. Языком обучения вначале был арабский язык, затем английский. В дооктябрьский период здесь обучались Г. Газизов (Сакмари), Г. Сулейманов, И. Амирханов, Н. Максудов и другие татары.

14. Полагаем, что здесь произошла опечатка, и речь, вероятно, идет о Харбине.

15. Record Yearbook (Valparaiso, IN) – Class of 1923. – Р. 17.

16. Хотя некоторые особо пытливые и усердные находили пути для учебы в зарубежных университетах.

17. Купцы Бакировы водили караваны в Коканд, Бухару, Китай. Они являются основателями импорта чая в Троицк.

18. Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002. – 176 с.

19. Расих А. Тыныч еллар күләгәсендә // Казан утлары. – 1997. – № 1. – Б. 60.

20. Авторы указывают, что Ф. Бакиров учился на педагогическом факультете Нью-Йоркского университета, что является неверной информацией (см.: Рәми И. Г., Даутов Р. Н. Әдәби сүзлек. – Казан: Татар. кит.нәшр., 2001. – Б. 6).

21. Бакый Урманче: шәхес һәм иҗат (шәхси архив фондыннан) / [Төз., кереш мәкалә авторы Зөфәр Мөхәммәтшин]. – Казан: Рухият, 2023. – 464 б.

22. Нияз Максудов (Вильданов) – известный татарский педагог, мугаллим троицкого медресе «Мухаммадия», один из основателей дарелмугаллимина (учебного заведения, где готовили мугаллимов – педагогов) в Троицке, получил образование в Бейруте, после революции обу­чался в в Америке.

23.  Бакый Урманче: шәхес һәм иҗат (шәхси архив фондыннан)... – Б. 136.

24. Считаем, что эти материалы, ввиду того что составлены на основе личных документов, предоставленных самим Ф. Бакировым при поступлении в университет, достоверны.

25. Әнвәров Фуад. Вальпараисо университеты (Америкада) // Шура. – 1915. – № 2. – Б. 56.

 

Список литературы

Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002. – 176 с.

Муртазина Л., Гибатдинов М. Документальные следы двух татарских студентов в Америке // «По ту сторону ТАРТАРА». Мусульманский мир в сердце Европы между Эльбой, Бугом и Камой. Сборник научных трудов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани; Институт Кавказских, Татарских и Туркестанских исследований (ICATAT), 2017. – С.130-139.

Расих А. Тыныч еллар күләгәсендә // Казан утлары. – 1997. – № 1. – Б. 9-86.

Рәми И. Г., Даутов Р. Н. Әдәби сүзлек (элекке чор татар əдəбияты һəм мəдəнияте буенча кыскача белешмəлек). – Казан: Татар.кит.нәшр., 2001. – 399 б.

 

References

Abubakirova M., Shamsutdinov I., Hasanzhanova R. Istoriyu ostavit’ narodu svoemu [Leave History to its people]. Troitsk, 2002, 176 p.

Murtazina L., Gibatdinov M. Dokumental’nye sledy dvuh tatarskih studentov v Amerike [Documentary traces of two Tatar students in America]. IN: “Po tu storonu TARTARA”. Musul’manskii mir v serdtse Evropy mezhdu El’boi, Bugom i Kamoi. Sbornik nauchnykh trudov [“On the other side of TARTARA”. Muslim world in the heart of Europe between Elba, Bug and Kama. The Collection of scientific papers]. Kazan: Institut istorii im. Sh. Mardzhani; Institut Kavkazskih, Tatarskih i Turkestanskih issledovanij (ICATAT) [Sh. Marjani Institute of History; Institute of Caucasian, Tatar and Turkestan Studies (ICATAT)], 2017, рр. 130-139.

Rasih A. Tynych ellar kulegesende [In the shadow of calm years]. IN: Kazan utlary [Kazan lights], 1997, no.1, рp. 9-86.

Rеmi I. G., Dautov R. N. Еdеbi suzlek (elekke chor tatar еdеbiyaty һеm mеdеniyate buencha kyskacha beleshmеlek) [The Literary Dictionary (A short guide to the ancient Tatar literature and culture)]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 2001, 399 р.

 

Сведения об авторе

Муртазина Ляля Раисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, e-mail: lyalyamur@mail.ru

 

About the author

Lyalya R. Murtazina, Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Research Fellow of the Center of History and Theory of National Education, Sh. Mardzhani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic Tatarstan, e-mail: lyalyamur@mail.ru

 

В редакцию статья поступила 08.04.2024, опубликована:

Муртазина Л. Р. Фазыл Бакиров – лучший студент Университета Вальпараисо // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2024. – № 2. – С. 155-160.

 

Submitted on 08.04.2024, published:

Murtazina L. R. Fazyl Bakirov – luchshii student Universiteta Val’paraiso [Fazyl Bakirov – the best student of Valparaiso University]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2024, no. 2, pp. 155-160.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Статья посвящена Фестивалю родословной «Эхо веков в истории семьи – Тарихта без эзлебез», который проводится Государственным комитетом Республики Татарстан по архивному делу с 2019
В статье освещаются формы участия татарского общества г. Чистополя и его депутации, представленной И. Камаловым, Г. Бадамшиным и Г. Исхаки, в петиционном движении 1905 г.
Антирелигиозная агитационная кампания в периодической печати конца 1920-х гг. (по материалам газеты «Пролетарский путь»)
Организация учебной деятельности в татарских сельских школах в 1930-х гг.
Статья затрагивает проблему ликвидации еще сохранившихся к началу 1960-х гг. церквей в рамках проводимого в стране антирелигиозного курса
Данная статья посвящена развитию полеводства в Ульяновской области во второй половине 1970-х – середине 1980-х гг.