Давыдов Д. В. Судьба Михайло-Архангельской церкви села Старая Тумба как отражение процессов антирелигиозной кампании

УДК 908
Судьба Михайло-Архангельской церкви села Старая Тумба как отражение процессов антирелигиозной кампании
Д. В. Давыдов,
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ,
г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация
The fate of the Archangel Michael Church in the village of Staraya Tumba
as a reflection of the processes of the anti-religious campaign
D. V. Davydov,
A. N. Tupolev Kazan National Research Technical University – KAI,
Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation
Аннотация
Статья затрагивает проблему ликвидации еще сохранившихся к началу 1960-х гг. церквей в рамках проводимого в стране антирелигиозного курса. Обращено внимание на общие статистические данные, свидетельствующие о сокращении численности православных храмов в Татарской республике к моменту осуществления «хрущевской» антирелигиозной кампании. Приводится комментарий к документальным материалам, относящимся к факту сноса деревянной Михайло-Архангельской церкви, построенной в 1897 г. в селе Старая Тумба Алькеевского района ТАССР. На конкретном примере показана роль Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Татарской АССР – специально созданного органа, проводящего в жизнь антирелигиозный курс правительства. На основе приведенных документов раскрывается юридический механизм ликвидации недействующих церквей. Сделан вывод, что подобные действия, проводимые в период «хрущевской» борьбы с религией, приводили к уничтожению архитектурного наследия и способствовали духовному кризису общества.
Abstract
The article touches upon the problem of the liquidation of churches still remaining by the beginning of the 1960s as part of the anti-religious course pursued in the country. Attention is drawn to general statistical data indicating a reduction in the number of Orthodox churches in the Tatar Republic by the time of the “Khrushchev” anti-religious campaign. A commentary is given on the documentary materials relating to the fact of the demolition of the wooden Archangel Michael Church, built in 1897 in the village of Staraya Tumba, Alkevsky district of the TASSR. A specific example shows the role of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic – a specially created body that implements the anti-religious course of the government. On the basis of the above documents, the legal mechanism for the liquidation of inactive churches is revealed. It is concluded that such actions, carried out during the period of the “Khrushchev” struggle against religion, led to the destruction of the architectural heritage and contributed to the spiritual crisis of society.
Ключевые слова
Антирелигиозная кампания, закрытия церквей, Михайло-Архангельская церковь, Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Татарской АССР, памятники архитектуры.
Keywords
Anti-religious campaign, church closures, Mikhailo-Arkhangelsk Church, Council for the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic, architectural monuments.
Стремление к искоренению религии в условиях развернутого строительства коммунизма в начале 1960-х гг. в полной мере отразилось на состоянии еще сохранявшихся церквей, мечетей и иных культовых зданий. Судьба многих оказалась печальна, большинство из них было закрыто уже в конце 1930-х гг. Так, из имевшихся до революции 1917 г. на территории будущей Татарской автономии 619 православных храмов к 1938 г. действующих осталось 219, к 1941 г. – 15, а после окончания Великой Отечественной войны – лишь одна церковь в Казани1. Даже после войны, ослабившей политику давления на религию, открытие церквей проходило крайне медленно: к началу 1946 г. в Татарской республике было открыто девять церквей2, к 1957 г. насчитывалось 14 церквей и один молитвенный дом3. Основная часть церквей оставалась закрыта, из них более сотни не использовалось в хозяйственных и культурных целях4.
Именно по этим церквям, уже заброшенным и запущенным, и был нанесен основной удар в период проведения «хрущевских» антирелигиозных мероприятий. Формально инициатива сноса церкви исходила снизу, от местных сельских или районных советов на основании акта, составленного специальной комиссией. Эту комиссию возглавлял председатель местного совета, в нее входило несколько депутатов и представитель технического персонала, как правило, инженер-строитель, оформлявший обоснование для сноса сооружения. Подписанный комиссией акт направлялся в вышестоящий районный совет депутатов трудящихся, принимавший соответствующее решение и направлявший его в Совет по делам русской православной церкви. Оттуда одобренное решение направлялось в виде ходатайства в Совет Министров ТАССР, который на своем заседании выносил окончательное постановление. На основании этого постановления, через Совет по делам русской православной церкви органы местной власти получали предписание о сносе культового сооружения.
Нетрудно догадаться, что фактическая инициатива сноса церквей принадлежала Совету по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Татарской АССР – специально созданному органу, проводящему в жизнь антирелигиозную политику правительства. Формальным основанием для сноса церкви объявлялось неудовлетворительное состояние самой постройки, опасность ее дальнейшей эксплуатации для здоровья людей. Находится и еще один повод – необходимость получения строительного материала для возведения или капитального ремонта местной школы или клуба. Проявлениями подобной «заботы о трудящихся» оправдывался курс на целенаправленное уничтожение еще сохранявшихся в республике культовых сооружений.
Перед нами комплекс документов, отразивших судьбу находившейся в селе Старая Тумба Алькеевского района ТАССР деревянной Михайло-Архангельской церкви, возведенной на средства купца Г. Г. Рыбина в 1897 г.5 и закрытой в 1930 г. Данный пример далеко не единичен, он отразил в себе судьбу многих подобных церквей и прочих культовых построек. Обращают на себя внимание, в первую очередь, материалы акта комиссии по обследованию состояния церкви. В отличие от материалов прочих актов, отражавших хоть какие-либо технические детали состояния обследуемых сооружений, в данном акте его составители никаких подробностей не приводят. Это лишний раз свидетельствует о формальном подходе к проведенному мероприятию: судьба постройки была решена еще до составления документа. Зато к акту приложено сохранившееся фотоизображение церкви, что представляет собой довольно нетипичный случай в подобной практике: фотосъемка порой вообще не производилась. Представленное фотоизображение не позволяет однозначно судить об аварийном состоянии Михайло-Архангельской церкви, скорее всего, речь идет о ее запущенном состоянии и потребности в реставрации. К сожалению, в тогдашних условиях проведение реставрационных работ для подобных архитектурных памятников вообще не предусматривалось. Напротив, прилагаемый фотоснимок должен был подтвердить правильность принятого решения о его сносе.
Последующие документы отразили механизм заранее принятого решения. Между тем, этот механизм оказался далеко не идеален. Опасение «нежелательных проявлений» со стороны населения, в том числе и на национальной почве, оправдывает наставления руководства завершить работу «в максимально короткий срок», привлекая для этого «бригаду из числа лиц русской национальности».
К сожалению, к началу 1960-х гг. в республике, как и в стране, не существовало структур, способных остановить процесс ликвидации еще сохранявшегося архитектурного наследия. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры будет образовано лишь в 1965 г. До его создания продолжалась развернутая еще в 1920-е гг. безжалостная борьба с церквями. Итог неутешителен: утрата уникальных памятников зодчества, таких как деревянная Михайло-Архангельская церковь, отнюдь не способствовала утверждению в сознании людей идеалов коммунизма, напротив, свидетельствовала о духовном кризисе общества.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ГА РТ, ф. Р-873, оп. 1, д. 2, л. 13.
2. Татарская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://tatarica.org/ru/razdely/municipalnye-obrazovaniya/municipalnye-rajony/alkeevskij-rajon/staraya-tumba (дата обращения: 8.08. 2022 г.).
3. ГА РТ, ф. Р-873, оп.1, д. 2, л. 13.
4. Там же.
5. Татарская энциклопедия...
№ 1. Акт комиссии по обследованию церкви села Старая Тумба Ново-Тумбинского сельского Совета Алькеевского района Татарской АССР
23 августа 1961 г.
Мы, нижеподписавшиеся: комиссия в составе Председателя Ново-Тумбинского сельсовета Нестеровой Р. С. (председатель комиссии) и депутатов сельского Совета Морозова В. И. и Ямщиковой А. Ф., в присутствии представителей Алькеевского райисполкома – зав[едующего] отделом культуры т. Миндрюкова Л. Я. и инженера-строителя т. Мелешина Г. составили настоящий акт в нижеследующем[1]:
Сегодня, т. е. 23 августа 1961 года вышеуказанная комиссия произвела осмотр церкви, расположенной в селе Старая Тумба Татарской АСС[Р], и установила, что указанная церковь в виду ветхости находится в аварийном состоянии, что может привести к несчастному случаю.
Поэтому комиссия считает необходимым произвести списание указанной церкви, а оставшиеся материалы использовать для капитального ремонта Старо-Тумбинской начальной школы, и поручает исполкому Ново-Тумбинского сельсовета войти с соответствующим ходатайством перед исполкомом Алькеевского райсовета.
Председатель комиссии Нестерова.
Члены комиссии Морозов, Ямщикова.
Представители райисполкома Миндрюков, Мелешин.
ГА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 7, л. 124.
№ 2. Решение исполнительного комитета Алькеевского районного
Совета депутатов трудящихся
15 сентября 1961 г.
Слушали: Акт комиссии по обследованию церкви села Старая Тумба Ново-Тумбинского с[ельского] с[овета].
Решили: В связи с аварийным состоянием церкви села Старая Тумба Ново-Тумбинского сельского совета просить Совет Министров Татарской АССР списать данную церковь и разрешить пригодный стройматериал использовать для капитального ремонта здания школы.
Председатель исполкома Алькеевского райсовета С. Зиннатов (подпись).
Секретарь исполкома Алькеевского райсовета М. Низамутдинова (подпись).
ГА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 7, л. 123.
№ 3. Заключение по ходатайству исполкома Алькеевского районного
Совета депутатов трудящихся о разборке здания недействующей церкви в селе Старая Тумба
28 марта 1962 г.
Церковь в селе Старая Тумба была закрыта в 1930 году. Здание церкви в настоящее время не используется и по заключению технической комиссии находится в аварийном состоянии.
Исполком Алькеевского райсовета депутатов трудящихся просит разрешения разобрать здание церкви и пригодные материалы использовать для капитального ремонта школы, находящейся в этом селе.
Считаю целесообразным удовлетворить просьбу Алькеевского райсовета депутатов трудящихся.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Татарской АССР А. Диульский (подпись).
ГА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 7, л. 122.
№ 4. Сообщение уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по ТАССР А. Диульского председателю исполкома Алькеевского районного Совета депутатов трудящихся С. З. Зиннатову
Сообщаю, что в соответствии с Вашим ходатайством Совет Министров ТАССР 30 марта 1962 года разрешил исполкому Алькеевского райсовета депутатов трудящихся разобрать здание недействующей церкви в с. Старая Тумба, ввиду аварийного состояния этого здания, и пригодные материалы использовать для капитального ремонта школы, находящейся в этом селе.
Прошу Вас доложить решение Совета Министров ТАССР райкому КПСС и наметить конкретные мероприятия по выполнению данного решения.
Учитывая, что даже при наличии небольшого числа лиц, высказывающих недовольство данным мероприятием, могут возникать нежелательные проявления, Вам следует организацию этой работы взять лично на себя или поручить заместителю, но не передоверять второстепенным лицам.
К разборке здания следует приступить только после соответствующей подготовки и закончить работу в максимально короткий срок. Для работы по разборке создать бригаду из числа лиц русской национальности.
О результатах работы просьба проинформировать.
Приложение. Выписка из протокола заседания Совета Министров ТАССР от 30 марта 1962 года № 16.
Уполномоченный А. Диульский.
ГА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 7, л. 126.
Сведения об авторе
Давыдов Денис Владимирович, доктор исторических наук, профессор Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ, e-mail: davdv@mail.ru.
About the author
Denis V. Davydov, Doctor of Historical Sciences, Professor at A. N. Tupolev Kazan National Research Technical University – KAI, e-mail: davdv@mail.ru
В редакцию статья поступила 27.12.2023, опубликована:
Давыдов Д. В. Судьба Михайло-Архангельской церкви села Старая Тумба как отражение процессов антирелигиозной кампании // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2024. – № 2. – C. 45-49.
Submitted on 27.12.2023, published:
Davydov D. V. Sud’ba Mihajlo-Arhangel’skoj cerkvi sela Staraja Tumba kak otrazhenie processov antireligioznoj kampanii [The fate of the Archangel Michael Church in the village of Staraya Tumba as a reflection of the processes of the anti-religious campaign]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2024, no. 2, pp. 45-49.
[1] Выделение чертой соответствует выделению в документе.