М. М. Имашева. Белая «татарская» мечеть г. Астрахани

Белая мечеть г. Астрахани является первой каменной культовой мусульманской постройкой в регионе. В статье, на основании архивных документов и материалов описана история ее создания, архитектурные особенности, современное состояние. Построенная на месте существовавшей с XVII в. деревянной мечети, первая каменная астраханская мечеть стала родоначальником оригинального местного типа каменных мечетей. Она является уникальным архитектурным сооружением, выделяющимися элементами внешнего и внутреннего декора, а также традициями мусульманского и православного культового зодчества. Автором проекта выступил неизвестный русский мастер, взявший за основу образца православную трапезную церкви. В начале ХХ в. Белая мечеть была одним из центров притяжения мусульман в губернском центре, а приход был одним из самых многочисленных в городе. В силу особенностей городской географии, приход мечети составляли наиболее имущие члены общины – представители средней татарской буржуазии. Беломечетная улица, на которой была построена мечеть, являлась местом жительства местной татарской элиты. В начале 1930-х гг. мечеть по решению Советской власти была закрыта и с течением времени здание было заброшено. В 1990-е гг. мечеть вновь была передана верующим, но в сильно разрушенном состоянии.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

В историческом центре Астрахани среди многочисленных культовых построек располагаются и «татарские» мечети. Под таким названием в городе известны каменные мечети, выстроенные до революции 1917 г. на средства астраханских мусульман. Самой ранней из них является Белая мечеть (Ак-мечеть).
Белая мечеть была построена в 1809-1810 гг. на территории торгового Бухарского двора, составной части астраханского городского общества татар Трех дворов. Общество возникло в результате объединения Бухарского, Гилянского и Агрыжанского дворов (караван-сараев) в отдельную этносоциальную корпорацию на основании указов Екатерины II и Павла I.
Население общества Трех дворов в этническом отношении было очень разнообразным, а его возникновение связано с экономикой Нижнего Поволжья. Астрахань на протяжении многих столетий являлась главными торговыми воротами страны на Восток. Караван-сараи восточных торговцев появились в городе практически сразу с момента его основания, а российские центральные и местные власти, всячески покровительствовали этому.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.