М. Г. Арсланов. Муса Җәлил – драматург һәм театр тәнкыйтьчесе

Беспрецедентная сила духа и неповторимый подвиг великого поэта ‒ патриота Мусы Джалиля и его соратников являются неоценимым материалом и источником вдохновения для всех творческих деятелей. Можно найти сотни произведений, посвященных их жизни и подвигу. Но, до сих пор практически не изучена тема «Джалиль и национальное сценическое искусство». Данная статья призвана заполнить белое пятно национального «джалиловедения». Общеизвестен интерес М. Джалиля к театральному искусству. Судя по воспоминаниям однокурсника по Оренбургскому народному институту просвещения Ф. Исхакова, уже в 1922 г. у Мусы имелись две тетрадки со стихами и драматическими произведениями. Писал он пьесы и сценарии также во время учебы на рабфаке в Казани. К тому времени были написаны такие пьесы как «Сирота», «Кабил-Хабил», «Гусиное перо», «Девушка Бибкай» и другие. М. Джалиль стоял у истоков создания татарского оперного искусства, брал на себя огромную ответственность по созданию либретто для первых татарских опер. Исследуя вклад поэта-патриота в развитие национального сценического искусства нельзя оставлять в стороне его деятельность в качестве театрального критика и публициста. Таким образом, деятельность М. Джалия как театрального критика и драматурга, автора литературных сценариев и драматургических произведений заслуживает быть предметом специального научного исследования.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

Татар халкының ватанпәрвәр шагыйре Муса Җәлил һәм аның көрәштәшләренең тиңдәшсез рухи көче, кабатланмас батырлыгы милли сәнгатебезнең бөтен өлкәләре өчен кыйммәтле чыганак булды. Әдәбият, сәнгатьнең кайсы гына төрен алып карасак та, һәркайсында Җәлил һәм җәлилчеләргә багышланган йөзләрчә әсәр таба алырбыз. Поэзияне алсак, шигырь-поэмалар, прозада хикәя, роман, истәлек-мемуарлар, драматургиядә зур күләмле сәхнә әсәрләре иҗат ителгән. Боларга тагын музыка, рәсем, сынлы сәнгать, театр өлкәсендәге казанышларны – Җәлил сүзләренә язылган җыр, романс, вокал циклларны, шагыйрь һәм аның көрәштәшләренә багышланган опера, оратория, һәйкәл, скульптур портрет, картиналарны, спектакльләрне дә өстәсәк ХХ гасырның икенче яртысы татар мәдәниятендә каһарман шагыйрь һәм аның көрәштәшләре темасы нинди зур һәм мөһим урын тотканын күрербез.

Галимнәр дә бу өлкәдә зур эш башкардылар. Филология өлкәсендә Г. Кашшаф, Р. Мостафин, Р. Бикмөхәммәтов, Ә. Мәхмүдов, Т. Галиуллин һәм башка күренекле әдәбият белгечләребезнең шагыйрь иҗаты һәм тормыш юлына багышланган хезмәтләре җитди игътибарга лаек. Музыка белемендә Й. Исәнбәт, К. Таҗиева, сынлы сәнгатьтә Р. Шаһиева кебек галимәләребезнең эшләре киң җәмәгатьчелеккә яхшы таныш. Әмма, ни гаҗәп, Җәлил һәм татар театр сәнгате арасындагы мөнәсәбәтләр әлегә кадәр бөтенләй диярлек өйрәнелмәгән. Югыйсә, өстән генә караш ташлаганда да шактый бай материал барлыгы күренә, кызыклы гына коллизияләр чалымлана.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.