Х. З. Багаутдинова. Основные вехи истории д. Ташкичу (XVIII – начало ХХ в.)

В статье рассмотрены основные вехи истории д. Ташкичу (Арского района Республики Татарстан). На разнообразном историческом материале показаны развитие исламских религиозных институтов деревни, система конфессионального образования, социально-экономического положения местных жителей в XVIII – начале ХХ в. Большое внимание уделено биографическим данным известных деятелей татарского просвещения, проживавших в Ташкичу в разное время. В частности показана религиозно-просветительская деятельность местных имамов: Габдессаляма Ураи, Шамсетдина Габдрашита, Багаутдина Субхана (Марджани), Садретдина Марджани, воспитанника местного медресе Габдуллы Галеева (Батырши).
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

Одним из районов компактного проживания казанских татар, сыгравшем значимую роль в развитии их идентичности, культуры и религиозного просвещения может считаться историко-культурная область северо-восточного Заказанья, со времен Казанского ханства входившая в состав Алатской даруги, а с конца XVIII в. ставшая частью Казанского уезда Казанской губернии. Здесь расположено большое количество татарских деревень, в которых на протяжении многих столетий сохраняются татарские культурные традиции, обычаи и язык. Среди местных населенных пунктов выделяется д. Ташкичу, жители которой оставили заметный след в истории местного края и татарского народа в целом. Достаточно сказать, что в этом селении в разное время жили и занимались просветительской деятельностью такие видные деятели татаро-мусульманской культуры и науки, как Багаутдин Субхан, Габдессалям Урай (Уразмухаммат), Шамсетдин Габдрашит, Башир Габдеррахим, Шигабутдин и Садретдин Марджани и др.
По данным первого историографа этой деревни, татарского историка и богослова Ш. Марджани, Ташкичу была основана около 1717 г. выходцами из деревень Ашит и Пимар. Местные татары имели тесные родовые связи с жителями соседних селений Пичментау, Сюрда, Мамся, Старый Тазлар (Таш-Чишма), о чем свидетельствует совместное празднование ими «Ашит джиены». Считается, что основателем деревни был Туйхужа бин Туйкя, происходивший из д. Ашит.
Данные Ш. Марджани подтверждаются сохранившимися среди жителей историческими преданиями. В рукописных материалах научных экспедиций 1946-1948 гг. казанского этнографа Н. И. Воробьева зафиксирована информация о том, что по сведениям сторожила деревни – «бывшего муллы Мукмина», их предки переехали сюда около 200 лет тому назад. До них здесь жили марийцы. Сохранилось место религиозного культа – «черемисская киреметь», где они проводили религиозные обряды. До прихода татар это поселение было известно как «Починок по речке Ташкичу». Первое упоминание в исторических источниках от 1678 г.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.