А. Г. Галлямова. Зарисовки о жизни татарской детворы в деревне 1930-х гг.

Воспоминания уроженца с. Чупаево Альметьевского района Республики Татарстан Салихова Игзаса Гайсовича рассказывают о жизни детей в татарской деревне в период крутой трансформации сельского уклада, связанной с процессами коллективизации и раскулачивания. Биография автора довольно типична для поколения, чья сознательная жизнь начиналась вместе со становлением колхозного строя. В воспоминаниях чувствуется ностальгия, отфильтровавшая в памяти тяготы жизни крестьянства в 1930-е гг. Тем не менее, они отражены косвенно в свидетельствах о труде в колхозе, об уровне жизни на селе. Однако автор не ставил задачи прославлять или разоблачать социальное время. Целью автора было рассказать потомкам о своем детстве. Он с благодарностью к родителям, землякам воспроизводит свои мальчишеские будни, полные как беззаботных игр, так и приобщения к труду. В воспоминаниях просматриваются сермяжная приспособляемость к трудностям и жизнеутверждающая сила духа. И. Салихов с фотографической точностью воспроизводит мельчайшие подробности, рассказывая о коллективных играх, развлекательном досуге, питании, обретении трудовых навыков, что делает эти воспоминания весьма ценным историческим источником по довоенной истории татарской деревни.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Ознакомительная часть статьи

История села 1930-х гг., в рамки которой входят ниже приведенные воспоминания, имеет две почти диаметрально противоположные точки зрения со стороны профессиональных историков. В советский период в соответствии с идеологическими установками она рассматривалась в контексте социалистических преобразований аграрной сферы, открывших крестьянству путь к счастливой жизни. В постсоветский период, по мере освобождения обществоведов от господства коммунистической моноидеологии, на страницы периодической печати и других изданий выплеснулось множество публикаций, в которых история советского крестьянства вообще и коллективизации, в частности, рассматривалась через призму насилия над ним со стороны властей.
Разумеется, коллективизация не была счастливой поступью сельского общества по дороге к прогрессу, но ее также нельзя сводить только к трагедии, в которой многострадальное крестьянство рассматривается исключительно в роли жертвы. В таком подходе, когда с одной стороны, предстает власть с их чудовищными методами расправы над крестьянами, а с другой – эфемерный идеал поруганной нравственной чистоты в лице сельского общества, таится опасность, как недооценки, так и его идеализации. Между тем, сермяжная правда деревни заключается в извечном ее приспособленчестве к любым даже самым чудовищным условиям существования во имя жизни.
Как показывают воспоминания Игзаса Гайсовича Салихова из с. Чупаево Альметьевского района Республики Татарстан, со скрупулезной, почти с фотографической точностью воспроизводящие реальную повседневность, жизнь была ярче и не сводилась к рафинированной черно-белой картинке, в которой добро и зло обретали цвет в соответствии с идеологически заданными установками. В данной публикации читателю представляется отрывок, в котором рассказывается о жизни татарских детей того периода, когда уклад крестьянской жизни кардинально трансформировался. Воспоминания написаны каллиграфическим почерком и составляют четыре амбарные книги.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.