Всесоюзное движение «Комсомол – сельской школе» и участие в нем молодежи Татарии (1969 1975 гг.)

Трудовое воспитание детей и молодежи в СССР включало разнообразные формы и методы работы. Широкий размах приобрело Всесоюзное движение «Комсомол – сельской школе», инициированное ЦК ВЛКСМ и посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Комплекс мероприятий в рамках двухлетки был направлен на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование. Достижение положительных результатов способствовало развитию движения в последующие годы. В публикации на основе архивных документов рассматривается процесс его проведения в районах Татарии в 1969-1975 гг.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
12.11.2024
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries № 1 2024
Ознакомительная часть статьи

УДК 371; 908

 

Всесоюзное движение «Комсомол – сельской школе» и участие в нем молодежи Татарии (1969‑1975 гг.)

Р. Б. Садыкова,

Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ,
г. Казань, Республика Татарстан,
Российская Федерация

 

All-union movement “Komsomol – rural school” and the participation of tatar youth in it (1969-1975)

R. B. Sadykova,

Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan,
Kazan, Republic of Tatarstan,
Russian Federation

 

Аннотация

Трудовое воспитание детей и молодежи в СССР включало разнообразные формы и методы работы. Широкий размах приобрело Всесоюзное движение «Комсомол – сельской школе», инициированное ЦК ВЛКСМ и посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Комплекс мероприятий в рамках двухлетки был направлен на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование. Достижение положительных результатов способствовало развитию движения в последующие годы. В публикации на основе архивных документов рассматривается процесс его проведения в районах Татарии в 1969-1975 гг.

 

Abstract

Labor education of children and youth in the USSR included a variety of forms and methods of work. The All–Union movement “Komsomol – rural School”, initiated by the Central Committee of the Komsomol and dedicated to the 100th anniversary of the birth of V. I. Lenin, has acquired a wide scope. A set of measures within the framework of the two-year plan was aimed at creating a material base for the transition of rural schools to universal secondary education. The achievement of positive results contributed to the development of the movement in subsequent years. The publication, based on archival documents, examines the process of its implementation in the regions of Tatarstan in 1969-1975.

 

Ключевые слова

Татарская АССР, комсомол, молодежь, школьники, сельская школа, трудовое воспитание, сельское хозяйство, профориентация.

 

Keywords

Tatar ASSR, Komsomol, youth, schoolchildren, rural school, labor education, agriculture, career guidance.

 

4 августа 2023 г. подписан Пре­зидентом РФ и опубликован Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Данным законом внесены поправки, согласно которым одним из принципов государственной политики в сфере образования провозглашено единство обучения и воспитания. При этом к целям воспитания учеников отнесены формирование у них трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Для реализации трудового воспитания новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде1.

Председатель Государственной Думы РФ В. В. Володин, комментируя внесение изменений, отметил, что учителя и родители просили депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы: «Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать»2.

Люди старшего поколения помнят, что в СССР трудовое воспитание школьников было неотъемлемой частью школьной программы. В систему трудового воспитания прочно вошли Всесоюзные комсомольские акции, проводимые по решению ЦК ВЛКСМ: субботники и воскресники, трудовые десанты, работа по организации самообслуживания под девизом «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем», Всесоюзное соревнование комсомольских и пионерских организаций по сбору бумажного сырья, вторичных полимерных материалов под девизом «Миллион – Родине!», Всесоюзная операция «Живи, книга!» (в связи с переходом на бесплатное пользование учебниками). Традиционными стали подарки, которые дарили родной школе ее выпускники: оборудование учебных кабинетов, пионерских и комсомольских комнат, учебных мастерских, музеев, сооружение спортивных и географических площадок. Широкий размах приобрело движение «Комсомол – сельской школе». В период летних каникул, получивших название пятой трудовой четверти, комсомольцы-школьники включались в производительный труд под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики»3.

В декабре 1968 г. 6-й пленум ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзную двухлетку «Комсомол – сельской школе». Мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, были направлены на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование.

11 марта 1969 г. было принято постановление бюро ЦК ВЛКСМ «О проведении двухлетки «Комсомол – сельской школе», в соответствии с которым бюро Татарского ОК ВЛКСМ в мае 1969 г. приняло постановление об участии комсомольской организации республики в двухлетке. Были выделены следующие вопросы, на которых необходимо было сосредоточить основное внимание:

– участие комсомола совместно с другими организациями в выполнении государственных планов и обязательств по строительству школ;

– укрепление материальной базы сельских школ;

– улучшение учебно-воспитательного процесса;

– обеспечение школ квалифицированными кадрами учителей и закрепление их на селе.

Были разработаны и разосланы райкомам и горкомам комсомола рекомендации по вовлечению комсомольских организаций промышленных предприятий, колхозов, совхозов, строек, вузов, техникумов и школ, училищ профтехобразования, военных училищ и войсковых частей.

Республиканским штабом изучено состояние материально-технической базы сельских школ, на основании которого каждому району был определен план-задание по строительству, ремонту школ, оборудованию учебных кабинетов, мастерских, обеспечению школьных библиотек общественно-политической, художественной литературой, наглядными пособиями.

Проведение двухлетки в Татарии органично переросло из проведенного в 1965-1967 гг. республиканского похода «За культуру труда и быта на селе»4. И хотя в рамках похода были достигнуты существенные результаты, проблем на селе оставалось достаточно много.

В республике к этому времени насчитывалось 3 165 школ, 2 810 из которых были сельскими (в т. ч. 776 восьмилетних, 1 337 начальных). Многие из них находились в старых зданиях, не имели достаточной материально-технической базы. Из 645 670 учащихся школ республики 365 139 (56,5 %) учились в сельских школах5.

В течение 1969 г. были достигнуты немалые результаты: комсомольцы республики приняли участие в строительстве 76 школ, ремонте 1 530 школьных зданий, внешкольных учреждений, домов для учителей, в изготовлении 3 тыс. наглядных пособий, направили в сельские школы более 80 тыс. экземпляров художественной, учебной, методической литературы. С помощью комсомольских организаций оборудовано 47 кабинетов физики, 42 кабинета химии, 30 кабинетов биологии, 24 общетехнических кабинета, 32 мастерские, построено 12 спортзалов, обустроено 140 спортивных площадок6.

Так, например, в Октябрьском районе (ныне Нурлатский район РТ) Татарии 74 из 79 школ были сельскими, в них обучалось 13 040 школьников (72,6 % от общего числа учащихся). В 1969 г. в районе шло строительство 12 школ. К началу учебного года были сданы девять школ (на 2 150 мест), три интерната (на 75 мест) и пять домов для учителей с 12 квартирами. Кроме того, 17 школ были отремонтированы силами комсомольцев, оборудовано четыре кабинета, шесть спортплощадок7.

Республиканские газеты, радио, телевидение всесторонне информировали молодежь республики о ходе Всесоюзной двухлетки. Рубрика «Комсомол – сельской школе» регулярно появлялась в газетах «Комсомолец Татарии» и «Татарстан яшьләре» (Молодежь Татарстана). На страницах газет были опубликованы статьи комсомольских работников республики, преподавателей школ, ректоров вузов, работников Министерства просвещения ТАССР.

Вначале в ряде районов республики движение восприняли как затею не очень серьезную и долговечную. Республиканский штаб сумел изменить это мнение. На страницах газеты «Комсомолец Татарии» со статьями о том, что может и должен сделать комсомол в помощь сельским школам, выступили первый секретарь обкома ВЛКСМ А. П. Василец, секретарь обкома В. Н. Липужина, заместителей министра просвещения ТАССР Р. А. Галиахметов, комсомольские работники с мест. Газета стремилась показать наиболее интересные, поучительные и привлекательные для других примеры содружества комсомола со школой.

Вопросы улучшения работы сельских общеобразовательных школ неоднократно обсуждались на республиканских совещаниях партийно-комсомольского актива, руководителей советских и хозяйственных органов. Газета «Комсомолец Татарии» информировала своих читателей об их итогах.

В 1970/1971 учебном году 850 выпускников педагогических институтов приступили к работе в сельских школах. Более 160 юношей и девушек из числа сельской молодежи поступили по целевому набору в пединституты, многие из них являлись колхозными стипендиатами.

Помимо направления на село педагогических кадров важным направлением работы стало закрепление в сельском хозяйстве молодежи – выпускников сельских школ. Так, еще 1 февраля 1966 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 г.». В соответствии с постановлением, ЦК компартий союзных республик и Советам Министров союзных республик совместно с органами сельского хозяйства, народного образования и комсомольскими организациями было поручено «обеспечить проведение среди сельской молодежи, оканчивающей средние школы, разъяснительной работы о необходимости участия этой молодежи в сельскохозяйственном производстве, имея в виду устроить не менее 500 тыс. выпускников средних школ на работу в колхозы, совхозы и на другие государственные сельскохозяйственные предприятия. Создать указанной молодежи условия для получения на курсах и непосредственно на производстве профессий механизаторов, строителей, животноводов и других профессий, необходимых для сельского хозяйства»8.

Совместные усилия школьных коллективов и правлений колхозов давали определенные результаты (см. таблицу № 1). В некоторых районах (например, Балтасинский, Зеленодольский, Сабинский) количество выпускников, оставшихся работать в родном селе, достигало 50 %.

Таблица № 1

Количество выпускников сельских школ Татарии, оставшихся работать в сельском хозяйстве в 1969-1970 гг.9

Районы

1969 г.

1970 г.

Выпускников

Остались работать в с/х

Выпускников

Остались работать в с/х

Апастовский

495

166

554

184

Арский

800

260

810

216

Балтасинский

500

253

425

200

Буинский

629

164

729

220

Высокогорский

507

107

596

155

Дрожжановский

485

157

472

169

Зеленодольский

394

153

405

287

Лениногорский

311

84

320

64

Мамадышский

700

103

739

112

Мензелинский

518

165

534

170

Сабинский

591

257

585

235

Чистопольский

504

208

551

158

 

 

В ходе двухлетки комсомольскими организациями построено 118 школ на 26 тыс. мест, 131 интернат на 5 тыс. мест, 246 домов для учителей на 337 квартир. Оборудовано более 500 предметных кабинетов, 176 мастерских, 33 фотолаборатории, 39 технических кружков, 93 радиоузла. Собрано и передано в сельские школы 240 тыс. экземпляров книг, изготовлено 7 тыс. комплектов наглядных пособий. Направлено по комсомольским путевкам на село 2 409 молодых учителей. Было также построено 275 столовых и буфетов, 8 спортзалов, 26 стадионов, 435 спортплощадок10.

Информации райкомов ВЛКСМ освещают проведение этого процесса на местах, показывая тесное взаимодействие комсомольских организаций колхозов и школьной молодежи. Например, Дрожжановский райком комсомола отметил опыт совместной работы комсомольцев колхозов «Ялкын», «Россия», им. Чапаева, им. XXII партсъезда с учащимися школ. Они проводили совместные комсомольские собрания, вечера ответов на вопросы, встречи с первыми комсомольцами села, с передовиками производства. Комсомольцы колхоза «Ялкын» вместе с комсомольцами Старокакерлинской средней школы помогали в проведении военно-спортивной игры «Зарница», активно участвовали в строительстве школьного здания, которое было сдано в эксплуатацию в 1970 г. Силами комсомольцев колхоза «Россия» и учащихся Стародрожжановской средней, Чувашско-Дрожжановской восьмилетней школ посажено более шести тысяч плодово-ягодных деревьев. При активном участии комсомольских организаций колхозов были построены четыре дома для молодых учителей и отремонтировано восемь жилых квартир. В сельские школы направлено 29 молодых учителей, для поступления в педагогические институты по комсомольским путевкам рекомендовано 11 выпускников школ11.

Было бы неправильным считать, что строительство школ и интернатов в сельской местности целиком легло только на плечи колхозов. Правительство держало вопрос об укреплении материальной базы сельских школ на постоянном контроле. Так, 4 мая 1971 г. Совет Министров СССР принял постановление «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», которое предусматривало следующий комплекс мероприятий:

– расширение сети пришкольных интернатов и организация подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов к школам;

– рациональное размещение общеобразовательных школ и укрупнение мелких школ;

– обеспечение до 1975 г. вывода всех общеобразовательных школ в сельской местности из непригодных и арендуемых помещений, а также сокращение сменности занятий в этих школах;

– оказание помощи колхозам, осуществляющим за свой счет строительство школьных зданий, интернатов для учащихся и домов для учителей в обеспечении материалами, а также мебелью и учебным оборудованием;

– улучшение торговли на селе одеждой и обувью для школьников, а также школьно-письменными принадлежностями;

– улучшение питания учащихся школ в сельской местности, а также организация для учащихся, проживающих в интернатах при школах, трехразового горячего питания по действующим нормам12.

Данный документ получил свое развитие в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», принятом 2 июля 1973 г. В нем отмечалось, что сельская общеобразовательная школа имеет важное значение в решении задач социально-экономического и культурного строительства, в преодолении существенных различий между городом и деревней. В сельских школах обучалось 22 млн учащихся, что составляло половину всех школьников страны. И, хотя сельская школа накопила большой опыт по обучению и воспитанию молодежи, уровень учебно-воспитательной работы отставал от современных требований, а многие выпускники сельских школ уровнем знаний уступали выпускникам городских школ.

Многие сельские общеобразовательные школы размещались в плохо приспособленных к занятиям помещениях, не имели оборудованных учебных кабинетов, мастерских, работали в две смены, испытывали недостаток учебной и методический литературы. В связи с нехваткой школ дети были вынуждены обучаться в школах, расположенных на большом расстоянии от места жительства, а подвоз учащихся к школам и содержание их в пришкольных интернатах организованы неудовлетворительно. Все это, в конечном итоге, отрицательно сказывалось на закреплении кадров рабочих и специалистов в колхозах и совхозах. Отсутствие необходимых жилищно-бытовых условий для учителей также приводило к большой текучести педагогических кадров.

В принятом постановлении была определена конкретная, рассчитанная до 1980 г. программа развития народного образования на селе, укрепления учебно-материальной базы школы, обеспечения их высококвалифицированными педагогическими кадрами, разработаны важнейшие направления повышения уровня обучения и воспитания молодежи в сельских школах. В частности, ЦК ВЛКСМ было поручено принять меры к расширению движения «Комсомол – сельской школе», рассматривая его как почетный вклад Ленинского комсомола в дело укрепления сельской общеобразовательной школы, совершенствования коммунистического воспитания учащихся, подготовки их к производительному труду в сельском хозяйстве. Была поддержана инициатива ЦК ВЛКСМ о направлении в сельские районы строительных отрядов из числа молодых рабочих, колхозников, студентов и учащихся для строительства школ, интернатов для учащихся и жилых домов для учителей13.

Таким образом, движение «Комсомол – сельской школе» не ограничилось только двухлеткой, а получило свое дальнейшее развитие.

На контроле райкомов комсомола был широкий комплекс вопросов, который включал строительство и ремонт школ и интернатов, столовых, оборудование классов, мастерских, спортплощадок и т.п. Большое внимание уделялось проф­ориентационной работе среди школьников, закреплению выпускников в сельском хозяйстве, с одной стороны, и направлению в вузы и дальнейшему трудоустройству педагогических кадров на селе, с другой.

В рассматриваемый период население республики отличалось стабильным ростом, соответственно, увеличением количества школьников. Строительство школ и интернатов становилось более чем актуальным. Так, если в 1969 г. в Арском районе насчитывалось 800 выпускников, то в 1973 г. общеобразовательные школы окончило уже 1 012 учащихся. Треть из них (342 учащихся) остались работать в сельском хозяйстве. В 1975 г. средние школы района выпустили уже 1 322 учащихся, 359 из них также приступили к работе в своих колхозах. Это свидетельствует об успешности профориентационной работы, о крепкой связи сельских школ с сельскохозяйственным трудом. При многих школах было организовано обучение учащихся автоделу, работе на тракторах, комбайнах. Вместе с аттестатом зрелости ребята получали и права тракториста-машиниста, а также шофера 3 класса. В составе 20 ученических производственных бригад трудилось 1 063 школьника. Летом в Доме пионеров и школьников состоялся слет лучших ученических производственных бригад, где ребята выступили с отчетом об интересных делах, проделанных членами бригад14.

Получение свидетельств о присвоении рабочих специальностей, работа в летние каникулы на колхозных полях стало распространенной практикой во многих районах республики. В 1974/75 учебном году в Октябрьском районе 28 учащихся старших классов получили свидетельство о присвоении квалификации машиниста-тракториста 3 класса, 378 – механизатора, 230 – мастера машинного доения и полевода-механизатора15.

К слову сказать, стремление поступить в высшие учебные заведения среди выпускников сельских школ в те годы оставалось невысоким, предпочтение отдавалось техникумам и училищам. Например, из тех же 1 322 выпускников Арского района лишь 140 поступили в вузы, а в средне-специальные учебные заведения и профессионально-технические училища – 456.

Стимулирование выпускников восьмых классов продолжать учебу в девятом классе не всегда давало положительный результат. Например, в Дрожжановском районе план приема учащихся в девятые классы не выполнялся в течение нескольких лет. Так, из 1 358 выпускников 1972 г. в девятые классы было принято только 722 ученика, что составляло 53 % от выпуска. Если говорить о конкретных примерах, то это выглядело таким образом: из 24 выпускников Чувашско-Безднинской школы в девятые классы поступило только пять человек, из 32 учащихся Мочалеевской школы – 5, из 42 учащихся Шлангинской школы – 916. Впрочем, в некоторых районах ситуация выглядела весьма неплохо. Скажем, из 2 196 учащихся Арского района, окончивших 8 классов в 1974/75 учебном году 1 598 (73 %) продолжили учебу в 9 классе.

В Арском районе хороший опыт взаимодействия сложился у школьной молодежи не только с комсомольскими организациями колхозов, но и промышленных предприятий. В 1975 г. в с. Тукай-Кырлай, на родине известного татарского поэта Г. Тукая, комсомольской организацией Казанского завода пишущих устройств проводилась большая работа, посвященная предстоящему в 1977 г. 90-летию поэта. В 1975/76 учебном году школьники села начали учиться в новой трехэтажной школе, построенной на средства завода. В строительстве школы активное участие принимали комсомольцы и молодежь завода. Большая помощь была ими оказана в оборудовании классов и кабинетов, проведении радиофикации школы. Группа учащихся 9-х классов сельской школы посетила завод пишущих устройств, где им рассказали об истории завода и выпускаемой продукции, организовали встречу со специалистами, провели экскурсию по цехам и отделам17.

Интересный опыт сотрудничества был накоплен в Октябрьском районе. Активную помощь сельским школам здесь оказывали Управление буровых работ, сахарный завод, железнодорожное депо. Например, шефы-нефтяники помогли со строительством пристроя к Нурлатской школе № 2 на 560 мест, что позволило перейти на односменную работу. С помощью шефов было приобретено оборудования на 15 тыс. рублей. Закуплены стулья, спортинвентарь, четыре киноустановки, 12 фильмоскопов «Свет», семь проигрывателей, три магнитофона. Учителя полностью были обеспечены жильем и продуктами питания, в связи с чем отсутствовала текучесть кадров.

Участвуя в движении «Комсомол – сельской школе», Нурлатская школа № 2, в свою очередь, взяла шефство над 10 школами района. Бурметьевской школе ею были переданы электропроигрыватель и фотоаппарат. С учащимися Мамыковской школы проведены интересные спортивные встречи18.

Таким образом, вовлечение школьников и молодежи в движение «Комсомол – сельской школе» не только способствовало разностороннему трудовому воспитанию подрастающего поколения, но и позволило существенно улучшить материально-техническую базу и поднять уровень учебно-воспитательного процесса сельских школ, сократив отставание их от городских. Публикуемые ниже документы из фондов Государственного архива Республики Татарстан показывают процесс реализации инициативы в районах Татарии.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 4 августа 2023 г. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1302361142#65C0IR (дата обращения 20.09.2023 г.).

2. Госдума поддержала в окончательном чтении закон о трудовом воспитании школьников. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/64b933999a794777bf8da035 (дата обращения 20.09.2023 г.).

3. Педагогика: учебное пособие для пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped220.html (дата обращения: 20.09.2023 г.).

4. Садыкова Р. Б. Участие комсомольцев и молодежи Октябрьского района ТАССР в республиканском походе «За культуру труда и быта на селе» в 1965-1967 гг. // Научный Татарстан. – 2022. – № 2. – С. 46-53.

5. ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 1037, л. 111.

6. Там же, д. 769, л. 1-2.

7. Там же, д. 714, л. 94.

8. Школа в России в документах XX века: Сборник документов и материалов / Рук. проекта А. К. Сорокин; сост. З. Н. Вишнякова, А. Н. Максенкова, О. А. Шашкова. – М.: Политическая энциклопедия, 2017. – С. 341.

9. ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 770, л. 234; д. 771.

10. Там же, д. 1037, л. 111; д. 769, л. 48.

11. Там же, д. 771, л. 66.

12. Постановление Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» от 4 мая 1971 г. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7522.htm (дата обращения 05.10.2023 г.).

13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» от 2 июля 1973 г. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8113.htm (дата обращения 05.10.2023 г.).

14. ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 1037, л. 34.

15. Там же, д. 1194, л. 117.

16. Там же, д. 918, л. 55.

17. Там же, д. 1194, л. 72-73.

18. Там же, д. 1037, л. 114-116.

 

№ 1. Из отчета газеты «Татарстан яшьляре» о проведенной работе по освещению двухлетки «Комсомол – сельской школе»

1970 г.

«Татарстан яшьляре» организовала свои материалы по следующим направлениям: комсомольская забота о нуждах школ на селе, содействие быстрейшему вводу в строй новых школьных зданий, пришкольных интернатов, домов для учителей, оснащении школ необходимым оборудованием, наглядными пособиями, литературой, спортивным инвентарем, помощь педагогическим коллективам школ в улучшении учебно-воспитательной работы [...].

Одна из главных задач двухлетки – выполнение закона о всеобуче. Этой теме было уделено большое внимание на страницах газеты. Здесь поднимались проблемы подростков, которые остались вне стен школы. Кроме этого, на страницах газеты неоднократно поднимались проблемы по подготовке педагогических кадров, в т. ч. и старших пионервожатых. В помощь молодым преподавателям часто публикуются материалы по обмену опытом работы [...].

Освещая материалы двухлетки, газета проводила конкурсы на лучшее сочинение по теме «Мой родной Татарстан» для старшеклассников сельских школ. В этих сочинениях ребята рассказывали о своих достижениях в ученических бригадах, о своем колхозе, совхозе, о совместной работе с колхозной молодежью на полях [...].

ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 770, л. 7, 9.

 

№ 2. Из информации по выполнению обязательств «Комсомол – сельской школе» в Октябрьском районе ТАССР

1971 г.

В Октябрьском районе 10 средних, 27 восьмилетних, 30 малокомплектных (начальных) школ. Многие школы находятся в старых зданиях, не имеют достаточной материально-технической базы (Нижнечелнинская восьмилетняя, Елаурская средняя, Егоркинская средняя, Кирпиченская восьмилетняя школы и др.). Из 19 294 учащихся школ района 14 400, т. е. 74 % учатся в сельских школах. В 1970/71 учебном году в эксплуатацию сданы 2 школы (восьмилетняя и начальная) на 320 и 60 мест, которые построены с участием комсомольских организаций колхозов «Алга» и им. Ульянова. Строятся еще 4 школы и 5 интернатов [...].

Заслуживает внимания опыт совместной организации обучения учащихся механизаторским специальностям школами и колхозами в Курманаево и Новом Альметьево. В 1970/71 учебном году из 353 учащихся старших классов 86 человек получили свидетельства о присвоении квалификации, разряды машинистов-трактористов 3-го класса. Большинство из них все лето работали трактористами, помощниками трактористов в колхозах им. Ульянова, им. Синдрякова, «1 мая», «Правда», им. XXI партсъезда. В этих же школах успешно работают ученические производственные бригады.

В 1970/71 учебном году в сельские школы направлены 23 молодых учителя с высшим и средне-специальным педагогическим образованием.

Октябрьский РК ВЛКСМ рекомендовал в пединституты республики по комсомольским путевкам 19 комсомольцев. Из них поступило в педвузы 13 человек. В вузах обучаются 7 стипендиатов колхозов и совхозов, в т. ч. 2 в пединституте и 5 в сельхозинституте [...].

Из 862 выпускников средних школ в 1971 г. в сельском хозяйстве остались работать 226 комсомольцев.

ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 853, л. 53а, 54.

 

№ 3. Из справки редактора газеты «Комсомолец Татарии» Е. Ухова об освещении движения «Комсомол – сельской школе»

Январь 1974 г.

131-я школа в Казани – школа с математическим уклоном, имеющая тесную связь с видными учеными-математиками Казанского университета. Директор школы Ю. Н. Куприянов рассказал о той помощи, которую их учителя и комсомольцы-школьники оказывают пригородной сельской школе в Чепчугах. Сельские ребята приезжают по приглашению своих шефов в Казань на физические, математические олимпиады. Преподаватель казанской школы ведет в Чепчугах факультатив по математике. В подарок сельским ребятам было передано несколько сот книг, десятки приборов по физике [...].

Обсудив постановление бюро ЦК ВЛКСМ «О задачах комсомольских организаций по дальнейшему развитию движения «Комсомол – сельской школе», бойцы студенческого строительного отряда «Восток» КГУ решили взять на себя повышенные обязательства [...].

И эти обязательства были выполнены. Заместитель секретаря комитета ВЛКСМ КГУ Таня Епифанова в статье «Храним как доброе наследство» (от 16 декабря 1973 г.), подводя итоги 3-го трудового семестра, писала: «Мы гордимся, что наши ребята оказали помощь в подготовке к новому учебному году 37 школам, укомплектовали 39 школьных кабинетов, передали библиотекам 3,5 тыс. томов книг».

Почин студентов КГУ был подхвачен студентами других вузов республики. Во время 3-го трудового семестра было отремонтировано бойцами ССО 127 сельских школ, оборудовано 145 кабинетов и лабораторий, 325 спортплощадок. Школьным библиотекам было передано 28 тыс. книг [...].

Печатались на страницах газеты и критические материалы. Они были вызваны очень медленным строительством школьных зданий, плохой организацией подвоза учащихся к школам, большой текучкой кадров учителей по причине перегруженности, неудовлетворенности работой, отсутствием возможности вести хозяйство, из-за чего не обеспечены достаточно продуктами питания и вынуждены ездить за ними в Казань, отсутствием жилья. В ряде школ не было библиотек, книги хранились в коридорах. Не было во многих школах уроков пения.

Анализируя знания городских и сельских школьников, члены приемных комиссий вузов часто приходили к мнению, что сельские школьники имеют несколько худшую подготовку по ряду предметов, чем их городские ровесники.

Для того, чтобы помочь сельским школьникам, редакция газеты «Комсомолец Татарии» совместно с Министерством просвещения ТАССР, КХТИ и КИСИ на протяжении нескольких лет проводит олимпиады «Юный химик» и «Юный зодчий».

В 1973 г. специальный приз редакции газеты «Комсомолец Татарии», предназначенный для сельских школьников – наручные часы «Чайка» был вручен Резеде Яппаровой – ученице Ципьинской школы Балтасинского района. Резеда защищала честь юных химиков республики на Всесоюзной олимпиаде школьников в Баку [...].

ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 1037, л. 162-168.

 

№ 4. Из информации Дрожжановского РК ВЛКСМ об участии в движении «Комсомол – сельской школе»

Январь 1975 г.

[...] В районе 38 школ, из которых 10 средних, 19 восьмилетних и 9 начальных. По плану на 1974 г. планировалось продолжить строительство Стародрожжановской средней школы на средства Минпроса, строительство Большецильнинской восьмилетней школы (на 480 мест) на средства колхоза «Ирек», строительство учебного здания Старочекурской восьмилетней школы на 180 мест и Новокакерлинской восьмилетней школы на 100 мест на средства колхозов им. Фрунзе и «Алга».

Кроме того, предполагалось строительство пристроек к основным зданиям на 40 мест в Новоубеевской восьмилетней школе на средства колхоза им. Чапаева, на 90 мест в Нижнечекурской средней школе на средства колхоза им. Фрунзе.

К началу нового учебного года в эксплуатацию сдано здание Новокакерлинской восьмилетней школы на 100 мест. Введены пристрои на 130 мест, 2 пришкольных интерната на 75 мест при Марсовской и Старокакерлинской средних школах.

На стадии завершения находится строительство здания Старочекурской восьмилетней школы. Осталось заложить печи и оборудовать интерьеры классов. На строительстве корпуса Стародрожжановской средней школы работал студенческий строительный отряд «Юность» Казанского индустриально-педагогического техникума.

Бойцы отряда купили и подарили школе книг на сумму 50 рублей. Комсомольцы колхоза «Россия» организовали 2 субботника в помощь студентам. Только несвоевременная поставка строительных материалов помешала ССО закончить основные работы.

РК КПСС, исполком райсовета депутатов трудящихся, РК ВЛКСМ мобилизовали в субботу-воскресенье 29 и 30 сентября работников учреждений райцентра на строительство школы. Участвовало более 200 человек, 120 из них – комсомольцы. За 2 дня была покрыта крыша здания, застеклены окна, произведены отделочные работы, вырыты, отремонтированы и отеплены трубы парового отопления старого здания, вывезен строительный мусор с территории школы.

В 1974 г. началось строительство типовой школы для детей колхоза «Ирек» на 480 мест. На строительстве Большецильнинской восьмилетней школы активное участие приняли комсомольцы колхоза. Они организовали 4 воскресника и субботника в помощь комсомольской строительной бригаде колхоза. Сдача школы в эксплуатацию намечается к 1 сентября 1975 г. [...].

За 1974 г. открыты 2 столовые и 2 буфета. Отлично работает столовая Марсовской средней школы. В калькуляцию блюд не входит стоимость фруктов и овощей, выращенных на пришкольном участке силами учащихся. Стоимость 1-го и 2-го блюда не превышает 20 копеек.

Из года в год улучшается обеспеченность школ квалифицированными педагогическими кадрами. В районе 680 учителей, 221 из них – комсомольцы. Большая часть выпускников педагогических учебных заведений, направленных в район, остается и после отработки положенных двух лет.

ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 1195, л. 38-41.

 

№ 5. Из информации Арского РК ВЛКСМ об участии в движении «Комсомол – сельской школе»

4 февраля 1975 г.

[...] Помощь сельской школе стала органичной частью работы комсомольских организаций колхозов, совхозов, предприятий и школ района.

При РК ВЛКСМ работает районный штаб в составе 11 человек. В районе имеется 51 сельская школа (12 средних, 39 восьмилетних), каждая из которых закреплена за колхозной организацией шефствующих колхозов, совхозов и предприятий.

Одним из решающих участков деятельности является всеобуч. По району количество работающей молодежи, не имеющей среднего образования, на 1973/74 учебный год составило 1 506 человек. Из них в 1974/75 учебном году заочно-вечерней формой обучения было охвачено 980 человек. Из 1 159 учащихся, окончивших среднюю школу, 143 (12,1 %) поступило в вузы, 321 (27,6 %) в техникумы и училища, 210 устроились на работу в промышленность, 119 – в другие отрасли народного хозяйства.

В школах района ведется совместная работа педколлективов, комитетов ВЛКСМ и правлений колхозов, совхозов по профориентации учащихся. Ученическими производственными бригадами охвачено 1 127 учащихся (22 бригады) [...].

Изучение трактора, комбайна, автомашины и сельхозмашин ведется в Казанбашской, Шушмабашской, Кинерской, Большеменгерской, Большеатнинской, Кунгерской средних школах. По окончании учебного года десятки юношей и девушек – выпускников 10 класса вместе с аттестатом зрелости получат права шофера – профессионала 3 класса. С участием комсомольцев шефствующих организаций были оборудованы 4 спортсооружения, 12 учебных кабинетов, 2 библиотеки, 2 пионерские комнаты, построены 2 столовые, 3 дома учителей. За 1973/74 учебный год построено 2 пришкольных интерната на 160 мест, пристроек и новых зданий школ на 480 мест.

ГА РТ, ф. П-4034, оп. 42, д. 1195, л. 1-2.

 

Список литературы

Педагогика: учебное пособие для пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

Садыкова Р. Б. Участие комсомольцев и молодежи Октябрьского района ТАССР в республиканском походе «За культуру труда и быта на селе» в 1965-1967 гг. // Научный Татарстан. – 2022. – № 2. – С. 46-53.

Школа в России в документах XX века: Сборник документов и материалов / Рук. проекта А. К. Сорокин; сост. З. Н. Вишнякова, А. Н. Максенкова, О. А. Шашкова. – М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 439 с.

 

References

Pedagogika: uchebnoe posobie dlya ped. Institutov. Pod red. Yu. K. Babanskogo. [Babansky Y. K. (ed. by) Pedagogy: a textbook for teachers. Institutions]. Moscow: Enlightenment publ., 1983, 608 p.

Sadykova R. B. Uchastie komsomol’tsev i molodezhi Oktyabr’skogo raiona TASSR v respublikanskom pokhode “Za kul’turu truda i byta na sele” v 1965-1967 gg. [Participation of Komsomol members and youth of the Oktyabrsky district of the TASSR in the republican campaign “For the culture of work and life in the countryside” in 1965-1967]. IN: Nauchnyi Tatarstan [Scientific Tatarstan], 2022, no. 2, pp. 46-53.

Shkola v Rossii v dokumentakh XX veka: Sbornik dokumentov i materialov. Ruk. proekta A. K. Sorokin; sost. Z. N. Vishnyakova, A. N. Maksenkova, O. A. Shashkova [Sorokin A. K. (project manager), Vishnyakova Z. N., Maksimenkova A. N., Shashkova O. A. (comp.) School in Russia in the documents of the XX century: A collection of documents and materials]. Moscow: Political Encyclopedia publ., 2017, 439 p.

 

Сведения об авторе

Садыкова Римма Барыевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Инс­титута татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, e-mail: rimma231265@mail.ru

 

About the author

Rimma B. Sadykova, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at the Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: rimma231265@mail.ru

 

В редакцию статья поступила 17.01.2024, опубликована:

Садыкова Р. Б. Всесоюзное движение «Комсомол – сельской школе» и участие в нем молодежи Татарии (1969-1975 гг.) // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2024. – № 1. – C. 66-77.

 

Submitted on 17.01.2024, published:

Sadykova R. B. Vsesoyuznoe dvizhenie “Komsomol – sel’skoi shkole” i uchastie v nem molodezhi Tatarii (1969-1975 gg.) [All-union movement “Komsomol – rural school” and the participation of tatar youth in it (1969-1975)]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2024, no. 1, рр. 66-77.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В исследовании на основе материалов переписи 1646 г., отложившихся в одном из фондов Российского государственного архива древних актов, охарактеризован состав населения Тетюшского
В статье представлена история одного из лагерей военнопленных, расположенного в г. Пуххайме: его создание, численность трудовая повинность, быт военнопленных, соблюдение международ
Статья, подготовленная на основании архивных мат-лов и соответствующей лит-ры, имеет своей целью выявить роль и степень деятельности Г. С. Губайдуллина в сос-ве Шариатской комиссии
К вопросу о советской государственной вероисповедной политике: постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о борьбе с мусульманским религиозным движением (1927-1928 гг.)
В данной статье рассмотрены различные мнения исследователей на причины сталинских репрессий в 1937-1938 гг., при этом охарактеризована советская политика и сложная общественно-поли
Публикация основана на архивных документах, воспоминаниях и автобиографии Шамиля Хайрулловича Усманова (1898-1937)