«В мечетях хранится колхозный хлеб».

В данной статье описывается антирелигиозная политика Советского правительства после Октябрьской революции 1917 г. Были подписаны постановления, которые в той или иной степени характеризовали антирелигиозную политику Советского правительства. Статья сопровождается публикацией архивного документа из фонда Центрального государственного архива Республики Татарстан.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.05.1995

служащего своему начальству. Внимательное же ознакомление с нею приоткрывает завесу над трагической страницей татар­ского народа. Ибо закрытие мечетей, молельных домов, медресе, мектебов вело к уничтожению обычаев, традиций, разрушению нравственности наро­да.

 

После октябрьского переворота 1917 г. Советское правительство провоз­гласило свободу совести, приняло декрет об отделении церкви от госу­дарства, школы от церкви. Однако по мере утверждения в стране тоталитар­ной системы доминировать начинают теория и практика воинствующего атеизма.

 

Временем "великого перелома" опять-таки стал 1929 год. 8 апреля М.И.Калинин подписывает постановление Президиума ВЦИК "О религиоз­ных объединениях", в соответствии с которым религиозные общества были вытеснены из всех сфер общественной жизни. В мае того же года XIV Все­российский съезд Советов принимает решение об изменении статьи 4 Кон­ституции РСФСР. Вместо признавшейся за гражданами "свободы религиоз­ной и антирелигиозной пропаганды" теперь речь шла о свободе "религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды". Таким образом, перед религиозной пропагандой ставился конституционный барьер, а анти­религиозная пропаганда получала высшую степень легитимности. Логиче­ским продолжением курса на отделение "религии от людей" стало постанов­ление Президиума ВЦИК о передаче культовых зданий (при их закрытии) в пользование кульпросветучреждений. Данная кампания проводилась под ви­дом добровольной передачи зданий (со всем имуществом) верующим. Как свидетельствуют архивные документы, подобные акты подкреплялись в основном фиктивными документами.

 

С середины 30-х годов беззаконие еще более усиливается. Начинается массовое закрытие церквей, мечетей, на духовенство, которое рассматри­валось как скрытая контрреволюционная сила, обрушиваются новые репрес­сии.

 

 

 

Мунира Сайдашева,

 

Кандидат исторических наук

 

 

Докладная записка о состоянии молитвенных зданий

на 1 апреля 1939 года

 

Председателю Верховного Совета ТАССР

Мухаметову

Председателю Президиума Верховного

Совета ТАССР

Динмухаметову

от референта-информатора

Президиума Верховного Совета ТАССР

К.Мустафина

 

По полученным от 53 районов данным до революции было на территории Татарской АССР - 1598 мечетей, 560 церквей. Часть этих зданий после революции снесена по ветхости, сгорело и т.д. Таким образом на 1 апреля 1939 года осталось мечетей - 1588 и церквей - 520.

 

Действующих мечетей насчитывается - 612. Ряд районов очень мало внимания уделяют на закрытие мечетей. Так за все время существования советской власти в Юдинском и Столбищенском районах не закрыта ни одна мечеть.

 

В некоторых районах закрыто очень незначительное количество, например, в Первомайском районе - 12%, Тюлячинском - 18%, Аксубаевском -21%, Кайбицком - 20%, Тельманском - 26%, Рыбно-Слободском - 27% и Ципьинском - 29%.

 

Отсутствие работы подтверждается еще тем, что в районах имеются 163 мечети, которые долгое время не функционируют, но к закрытию их и использованию на культурные нужды со стороны РИКов меры не принимаются. Так, в Кайбицком районе недействующих мечетей - 23, Актанышском -16, Калининском - 11, Кзыл- Армейском - 10, Муслюмовском - 10, Тельманском - 9, Бавлинском, Сабинском, Тюлячинском по 8 и т.д.

 

Из закрытых 1124 церквей и мечетей - 817 используются на культурные нужды (школ - 438, клубов - 382 и др. - 77), 159 бывших молитвенных зданий используются на хозяйственные нужды (склады и т.д.).

 

Из 68 закрытых молитвенных зданий совершенно не используются: в Мензелинском - 10 пустующих, Алькеевском - 5, Б.Тарханском, Ново-Шешминском - 5, Елабужском, Кайбицком, Кукморском, Нурлатском районах по 4 и т.д.

 

В Болыие-Кибякозинской, Шаткинской мечетях Тюлячинского района хранится колхозный хлеб и в тоже время производится богослужение.

 

Аксубаевский РИК (сообщает) в селе Ст.Ибрайкино имеется 4 мечети и все 4 действуют, а Чистопольский РИК пишет, что в деревне Тат.Толкаш имеется 8 (?) мечетей и все действуют.

 

7 мая 1939 г.

г.Казань

ЦГА РТ. Ф.Р-3610. Оп.1. Д.З. Л.12-15.

 

Другие статьи