Л. Р. Муртазина, М. М. Гибатдинов. Воссоздавая историко-культурную «биографию Алифбы»

В статье анализируется монография доктора исторических наук А. А. Сальниковой и кандидата исторических наук Д. М. Галиуллиной «Татар “Әлифба”сы: үткәне hәм бүгенгесе» / «Татарская “Алифба”: история и современность» (Казань, 2016), посвященная изучению истории издания татарских букварей, анализу их вербальных, визуальных текстов и трансформации букваря на протяжении веков. Авторы исследуют структуру, содержание, методический аппарат, оформление татарских букварей, изданных с конца ХVIII в. по настоящее время. Впервые в отечественной историографии татарский букварь рассматривается как культурно-исторический феномен, национально-культурное наследие. Комплексный подход, примененный авторами в процессе исследования, заключающийся в анализе специфических особенностей букварей не только татар-мусульман, но и крещеных татар, помогает проанализировать национальный букварь как единый, ценный исторический источник по истории татарского народа и важный носитель национальной памяти и идентичности. Накопленный за долгие годы исследовательской работы теоретический и фактический материал по теме исследования позволил авторам показать особенности развития и место татарского букваря в системе национального образования татарского народа. В то же время монография может способствовать введению татарского материала и в контекст международных исследований по букваристике. Несомненно то, что она получит свое место среди классических работ видных зарубежных ученых, посвященных данной проблеме. Исследование выполнено на основе коллекции татарских букварей из фондов Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета, Национальной библиотеки Республики Татарстан и фондов музея букваря – музея «Алифбы» (г. Арск). Изложенный в доступной форме исторический материал, понятный литературный язык делает книгу доступной для широкой читательской аудитории. Она может быть полезной не только для ученых, занимающихся изучением истории Татарстана, но и для всех, кто интересуется историей татарской книги, культуры и образования.
Тип статьи:
Рецензия
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
16.06.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017
Ознакомительная часть статьи

История школьного образования и просветительства у татар имеет глубокие исторические корни. Развитие татарского образования напрямую связано с историей развития государственности и распространением ислама в Среднем Поволжье. Казанские татары с древнейших времен ценили образованных людей и большое значение придавали не только воспитанию детей по канонам ислама, но и обучению их грамоте. Первым школьным учебником, с помощью которого ребенок познавал мир, была «Әлифба». Татарский букварь имеет более чем 200-летнюю историю. Он является носителем национальной памяти и опыта, одним из средств воспроизводства национальной идентичности. Именно анализу вербальных, визуальных текстов татарского букваря, его трансформации на протяжении почти тысячи лет и посвящена монография А. А. Сальниковой и Д. М. Галиуллиной «Татар “Әлифба”сы: үткәне hәм бүгенгесе» / «Татарская “Алифба”: история и современность», изданная Татарским книжным издательством в 2016 г.

Актуальность исследования заключается прежде всего в том, что, как справедливо отмечает научный редактор издания, известный исследователь букварей, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования В. Г. Безрогов, она «позволяет впервые сделать зримым в мировой науке учебник для обучения чтению татарских детей», так как именно буквари, которым во все времена отводилось особое место как в процессе образования и воспитания татарских детей в национальных традициях, так и в приобщении их к достижениям мировой культуры, являются ценным источником, «в котором взрослое общество моделирует своего рода путеводитель по окружающему миру».

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств