Ильязова Р. В. Антирелигиозная пропаганда в СССР в 1918-1941 гг.: некоторые аспекты теории и практики(по материалам Ульяновской

Автором статьи рассматривается идеологическая база проводимой в СССР антирелигиозной пропаганды в 1918-1941 гг. на примере Ульяновской и Самарской губерний Куйбышевской области. Несмотря на тот факт, что в качестве основополагающих установок идеологами в СССР использовались работы Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина, нельзя не заметить наличие расхождений между постулатами, приведенными в их философских трудах и тем, что происходило на самом деле. В связи с этим встает вопрос, какие теоретические построения легли в основу такой полномасштабной идеологической кампании, как антирелигиозная. Автор приходит к выводу, что первоначальная близость теории и практики была ликвидирована в 1930-е гг. ввиду недостаточной результативности антирелигиозной пропаганды. Значительная часть населения продолжала верить в Бога, исполнять ритуалы, отмечать религиозные праздники. Тем не менее на протяжении всего изучаемого периода не отмечено прямых указаний на физическое уничтожение молитвенных зданий. Напротив – указывалось на запрет проведения подобных мер ввиду возможного оскорбления чувств верующих. Закрытие храмов, мечетей, синагог должна была предварять широкая агитационная кампания. В связи с этим имеет место предположение о «перегибе» линии партии со стороны местных органов власти в регионах. В общем и целом можно утверждать, что теоретические основы антирелигиозной пропаганды в СССР отражены в произведениях Емельяна Ярославского, долгое время возглавлявшего Союз воинствующих безбожников. Именно он проводил идеологическую перестройку лояльных способов искоренения религии, приводимых Марксом, Энгельсом и Лениным. Кроме того, проработка Ярославским основ проведения антирелигиозной политики во многих сферах общественной жизни среди различных категорий населения обусловила многофункциональность и популярность его трудов, ставших серьезным подспорьем для местных агитаторов
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
29.06.2018
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2018
Ознакомительная часть статьи
Яркой чертой, свойственной любой агитационной кампании, проводимой в Советском Союзе, является ее четкая теоретическая обоснованность и аргументированность. Базисом советской идеологии стали произведения классиков коммунизма – Карла Маркса, Фридриха Энгельса, а позднее Владимира Ленина. По словам Емельяна Михайловича Ярославского, главного идеолога и руководителя антирелигиозной политики СССР в исследуемый период, председателя «Союза воинствующих безбожников», в своей антирелигиозной пропаганде большевики руководствовались заветами вышеперечисленных деятелей.
В работах основателей научной школы марксизма-ленинизма раскрываются корни религии, находящие свое воплощение в ряде факторов, связанных с социально-экономическим строем общества. А, следовательно, искоренение религиозного мировоззрения требует не только объяснения абсурдности религиозных догматов с точки зрения материализма, но и изменения экономических и политических условий жизни населения.
В действительности, важно отметить, что значительная часть данных идеологических построений нашла свое отражение в дальнейшей практике антирелигиозной работы. Теоретической основой пропагандистских докладов, лекций, бесед стала мысль о классовой сущности религии, ее влиянии на укрепление позиции класса эксплуататоров и т. д. Среди материалов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области были обнаружены тезисы об исламе и сущности Курбан-байрама следующего содержания: «Ислам служит интересам эксплуататорских классов, он оправдывает и охраняет капитализм, частную собственность и эксплуатацию (“Аллах позволил прибыль в торговле” – учит Коран). Страт, основанный на частной собственности и эксплуатации, ислам считает неприкосновенным и всякое посягательство на него, революционную борьбу трудящихся с эксплуататорами, считает попыткой бороться с Аллахом, выдуманным буржуазией. Ислам – это орудие сглаживания классовых противоречий и отрицания классовой борьбы трудящихся с эксплуататорами (“Аллах любит только терпеливых”, “Будь терпелив в несчастии, какое постигнет тебя” – говорится в Коране), в данном случае борьбы против эксплуататоров кулаков».
Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
В статье анализируется содержание сборника документов «Архив рода Толстых-Милославских в Государственном архиве Республики Татарстан и Национальном музее Республики Татарстан», вып
Статья знакомит читателя с городской усадьбой первой половины XIX в. П. П. Дедевой – И. К. Горталова, в которой в 1841-1845 гг. жил с сестрой, братьями, семьей тетушки Юшковой писа
Статья посвящена работе Международной научно-практической конференции «От пергамена к цифре», прошедшей 18-20 апреля 2018 г. в г. Казани.
The article presents the text of speech delivered by Professor Luciana Duranti, the School of Library, Archival and Information Studies, University of British Columbia, at the Inte
В публикации освещается выставочная деятельность Государственного архива Республики Татарстан
В статье затронута проблема профессиональной подготовки кадров для архивной отрасли.