Э. А. Зарипова, Э. Н. Утеева, В. С. Хазиахметова. Социальная миссия медицинского факультета Казанского университета в годы Первой мировой войны

Система медицинского образования по своему внутреннему содержанию тесно связана с процессом обеспечения физического и социального благополучия человека. Образовательная и лечебная деятельности, осуществляемые в высших учебных заведениях медицинского профиля, находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем качественнее поставлена в учебном заведении образовательная деятельность, тем более высокие результаты могут быть достигнуты в лечении пациентов. И наоборот, высокие показатели излечения больных, достигаемые с непосредственным участием студентов, свидетельствуют о сбалансированности учебно-воспитательного процесса. Особенно остро эта зависимость проявляется в кризисные годы и периоды войн в истории человечества. В этой связи очень важным и интересным представляется изучение ресурсного профессионального и гражданского потенциала преподавательского состава медицинского факультета Казанского университета в период Первой мировой войны, который в разные годы дал стране целую плеяду выдающихся организаторов здравоохранения. Архивные материалы, использованные при подготовке статьи, позволили на конкретных примерах раскрыть усилия профессорско-преподавательского состава, направленные на организацию высококвалифицированной помощи раненым воинам, а также на сохранение достойного уровня профессиональной подготовки врачей. Профессора-медики Казанского университета исследуемого периода своим примером воспитывали студенческую молодежь, демонстрируя образцы социальной ответственности и гражданского мужества, работая в военных госпиталях и учреждениях Красного Креста.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
16.06.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017
Ознакомительная часть статьи

К началу Первой мировой войны медицинский факультет Казанского университета имел 110-летнюю историю и сложившиеся традиции подготовки профессиональных медицинских кадров высшей квалификации. В протоколе экстренного заседания Совета Казанского университета от 28 июля 1914 г. по предложению Министерства народного просвещения были определены задачи университета в связи с началом Первой мировой войны. Они касались, главным образом, перестройки работы клиник университета. Конкретные меры по подготовке этих учреждений были предложены медицинским факультетом 31 июля 1914 г. Так, сложившаяся в стране обстановка потребовала пересмотра всей системы медицинского образования с целью подготовки специалистов, обладающих навыками и знаниями не только в области медицины, но и в области организации здравоохранения. Ситуация осложнялась тем, что на 27 сентября 1914 г. в действующую армию были призваны 53 сотрудника медицинского факультета Казанского университета.

9 сентября 1914 г. в адрес медицинского факультета Казанского университета поступило представление заведующего акушерско-гинекологической клиникой Казанского университета профессора В. С. Груздева, в котором он предлагал использовать часть площадей клиники, бесплатно предоставлять услуги медицинским персоналом клиники с целью принять посильное участие «в святом деле помощи раненым воинам… Со стороны клиники,.. могли бы быть предоставлены, кроме помещения, также постельное и носильное белье, пища, медицинская помощь… При скудости средств, отпускаемых на содержание клиники, при значительных затратах на оборудование рентгеновского кабинета,.. при возрастании цен на медикаменты и перевязочный материал… Но в таком случае я и мои помощники изъявляют готовность покрыть недостаток из собственных средств. В частности, я лично мог бы жертвовать на этот предмет 50% получаемого мною жалованья (до 125 руб. в месяц). Нечего и говорить, что весь клинический персонал изъявляет готовность посвящать свое время и силы помощи раненым безвозмездно». Целесообразно, пишет далее профессор, чтобы «в клинику помещались для медицинской помощи тяжелораненые, притом нижние чины». Заметим, что за высокую социальную значимость научной и практической деятельности в свои 48 лет профессор В. С. Груздев был кавалером ордена Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, удостоен серебряной медали в память царствования императора Александра III и юбилейного нагрудного знака «В память 100-летия Императорской Военно-медицинской академии». В 1915 г. он получил чин действительного статского советника, а в 1916 г. (в связи с 50-летием со дня рождения) награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств