Э. К. Сәлахова. «Фарыз дип ышанганга газиз малын да кызганмый» (Татар х йриячелеге тарихында Х кимовлар н селе)

История благотворительности дореволюционной России не раз становилась объектом изучения исторической науки. К середине 90-х гг. XX столетия историки открывают новые имена предпринимателей-благотворителей. В их ряду ‒ семья Хакимовых. Представители этого рода на протяжении столетия вели активную социальную работу не только на своей родине, но и в других регионах России. Целью данного исследования является изучение благотворительной деятельности династии Хакимовых. Источниками данного исследования стали арабографичные документы: материалы дореволюционной татарской периодической печати, документы духовного управления мусульман, метрические книги из фондов Национальных архивов республик Татарстан и Башкортостан. История рода Хакимовых согласно древнему шаджара берет свое начало в знаменитой деревне Тюнтер (ныне Балтасинский район Республики Татарстан). Один из предков этого рода был его основателем. Известные имена знаменитого рода Хакимовых: Абдуллатыф, Мухамедгали, Мухамедшакир и Мухамеднязиб ‒ внесли огромный вклад в развитие духовной жизни татарского народа. Абдуллатыф Хакимов, крупный уфимский предприниматель и меценат конца XIX ‒ начала XX в. На его личные средства строились и содержались несколько мечетей г. Уфы (например, 3-я и 4-я). Также он был причастен к материальному обеспечению знаменитых учебных заведений «Хусаиния» и «Галия». Дело Абдуллатыфа Хакимова продолжили его сыновья: Мухамедшакир, Мухамеднязиб. Старший сын Мухамеднязиб был членом Уфимского благотворительного общества и всесторонне помогал медресе «Галия». Жизнь младшего сына Мухамедшакира Хакимова была тесно связана с г. Бугульма, где он продолжал заниматься предпринимательством и благотворительностью. Вырученные от продажи средства он направлял на строительство мечетей, медресе и содержание детских домов. Род Хакимовых никогда не забывал родную деревню Тюнтер. Они вкладывали личные финансовые средства на развитие образовательной инфраструктуры деревни, строили культовые учреждения и оказывали всяческую финансовую поддержку его жителям. К публикации прилагаются документы, отражающие благотворительную деятельность рода Хакимовых.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Татарский
Дата публикации:
16.06.2017
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017
Ознакомительная часть статьи

Татар җәмгыяте XIX йөз ахыры – XX йөз башында әлегә кадәр күрелмәгән зур үсеш кичерә. Бу яңарыш, алгарышны һәрбер өлкәдә күрергә мөмкин. Әлбәттә инде, бу күтәрелешнең матди нигезен тәэмин иткән хәйриячеләренең эшчәнлеген күрсәтү мөһим. XX йөз башында хәйрия оешмалары татарлар яшәгән күп кенә шәһәрләрдә (Казан, Санкт-Петербург, Троицкий, Касыйм, Петропавел, Әстерхан һәм башкалар) үз эшчәнлекләрен алып барганнар. 1913 елгы мәгълүматларга караганда, империядә 87 мөселман хәйрия һәм мәдәни-мәгърифәтчелек оешмасы булган. 1917 елга татар хәйрия җәмгыятьләренең саны 150гә җиткән. Шул исәптән, Архангельский, Вологда һәм башка рус шәһәрләрендә, хәтта чит илләрдә (Төркия, Кытай һәм башкалар) мөселман хәйрия җәмгыятьләре ачылган1. Татар җәмгыятендә бер-береңә таяныч булу, авыр хәлгә тарыганнарга ярдәм итү электән килгән күркәм гадәт булса, XIX гасырда инде бу күренеш аерым эпизодлар, яисә ярдәм кулы сузу аерым кешеләр тарафыннан гына алып барылмыйча, махсус оешмалар, җәмгыятьләр тарафыннан эшләнгән. Шулай итеп, шәхси иганәләрдән, төрле җыемнардан, күчемсез милек капиталы һәм керемнәрнең процентларыннан кергән табыш җәмгыять кануннары белән адреслы кулланыла башлаган. Татар хәйриячелегенең оешкан төстәге беренче чагылышы булып 1844 елда Казанда Ибраһим һәм Исхак Юнысовлар акчасына ачылган балалар йорты тора. 1897 елга кадәр бу процесс әллә ни зур темплар белән бармый, бу вакыт аралыгында бары тик алты яңа җәмгыять оештырыла. Мөселманнарда иҗтимагый оешмаларның артуы 1905-1907 елгы инкыйлаб вакыйгалары белән бәйле. Бу процесска этәргеч булып, 1906 елның 4 мартында кабул ителгән «Оешмалар һәм берләшмәләр хакында вакытлы кагыйдәләр» дигән закон тора2. Беренче Бөтендөнья сугышы башлану белән мөселманнар арасында яралыларга һәм аларның гаиләcенә ярдәм күрсәтелә башлый. 1917 елгы Февраль инкыйлабыннан соң, иҗтимагый оешмаларның сан һәм сыйфат ягыннан үсеше күзәтелә, таралу географиясе киңәя.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств