А. Мухамадеев. Где находился «Симов предел» и были ли среди волжских болгар христиане и иудеи?

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.06.2016
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2016
Ознакомительная часть статьи

События, связанные с принятием волжскими болгарами ислама, являются наиболее обсуждаемыми по истории домонгольской Волжской Болгарии. Подчеркивая, что дальнейшая история Волжской Болгарии была связана с мусульманским миром, исследователи объясняли торгово-экономическое развитие и социально-политические успехи государства исламскими факторами. С точки зрения религиозного и культурно-нравственного развития они делили историю волжских болгар по факту исламизации на языческий и мусульманский периоды, не допуская при этом мысли: могли ли быть среди волжских болгар христиане и иудеи?

Наличие в Хазарском каганате помимо мусульман и язычников многочисленных христиан и иудеев только предполагает выдвинутую гипотезу. После хазарского нашествия оставшаяся болгарская знать в большинстве плавно вошла в состав хазарской правящей элиты. Наряду с этим отдельные представители близких ко двору болгарских князей могли, исходя из разных соображений, принять иудейскую веру. Известно, что правящие круги Хазарского каганата были религиозно толерантными к подданным. На это указывает наличие в каганате семи судей: по два христианских, мусульманских и иудейских и одного языческого. Волжская Болгария, изначально созданная как конфедерация родственных болгарских племен в Среднем Поволжье, находилась в вассальной зависимости от каганата, входила в его государственно-правовое поле. Болгарские племена прибывали в Среднее Поволжье из разных уголков каганата в течение нескольких столетий. Нет оснований отрицать, что сюда проникали не только болгары язычники и мусульмане, но и христиане, и иудеи.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Основателем династии ханов Гиреев, правивших в татарских постзолотоордынских государствах вплоть до конца XVIII в., был Хаджи-Гирей. В 1430-1440-х гг. при поддержке знатных татарск
Свияжский Богородицкий монастырь стал не только центром организации богослужебной практики, но и возглавил политическую линию правительства, нацеленную на распространение и насажде
Восстание под предводительством С. Т. Разина оставило яркий след в истории русского государства. Начавшись с похода донских казаков «за зипунами» на Волгу и Каспийское море, оно по
Становление системы государственного начального образования нерусских народов Среднего Поволжья происходило в начале XIX в., когда по инициативе императора Александра I было учрежд
Привлекательность Ялты как курорта и туристической местности создала городу репутацию Российской Ривьеры. Во второй половине XIX в. сюда приезжали как представители аристократическ
За период своего 47-летнего (1871-1918) существования школа Л. П. Шумковой из маленького начального учебного заведения г. Казани выросла в известную в России частную женскую гимназ