Г. Валеева-Сулейманова. Процессы модернизации в татарском искусстве начала ХХ в

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.06.2016
Приобрести электронную версию:
39 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2016
Ознакомительная часть статьи

Рубеж прошлых веков стал поворотным в судьбе татарской культуры, которая трансформировалась от традиционной мусульманской в светскую. Этот процесс был связан с формированием татарской нации и отразил влияние эстетических и общественно-политических концепций, возникших на базе идеологии джадидизма. Становление реформаторского движения, направленного на модернизацию и европеизацию татарского общества, происходило, по мнению исследователей, в три этапа: реформирование религии (ХVIII — середина ХIХ в.), реформирование культуры (вторая половина ХIХ — начало ХХ в.) и политическое реформаторство (первое десятилетие ХХ в. — конец 1920-х гг.).

Надо отметить, что в различные периоды ученые по-разному оценивали феномен джадидизма. Одни относили его к чисто просветительскому движению, направленному на европеизацию национального образования, другие считали его культурно-просветительским, третьи — национально-буржуазным движением. Видный деятель татарской культуры писатель-романист Г. Ибрагимов, будучи ярким представителем джадидизма, в 1925 г. охарактеризовал его как учение о «новом взгляде на мир, о превращении из Востока в Запад». Западные исследователи (Э. Лаззерини, А. Халид и др.) сопоставляют татарский джадидизм с арабской ан-нахдой и турецким танзиматом. Однако в отличие от последних, джадидизм в Российской империи был движением «инородцев» и развивался наперекор политике государства. Это было движение за права татарской мусульманской нации.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
39 руб.
Другие статьи
Основателем династии ханов Гиреев, правивших в татарских постзолотоордынских государствах вплоть до конца XVIII в., был Хаджи-Гирей. В 1430-1440-х гг. при поддержке знатных татарск
Свияжский Богородицкий монастырь стал не только центром организации богослужебной практики, но и возглавил политическую линию правительства, нацеленную на распространение и насажде
Восстание под предводительством С. Т. Разина оставило яркий след в истории русского государства. Начавшись с похода донских казаков «за зипунами» на Волгу и Каспийское море, оно по
Становление системы государственного начального образования нерусских народов Среднего Поволжья происходило в начале XIX в., когда по инициативе императора Александра I было учрежд
Привлекательность Ялты как курорта и туристической местности создала городу репутацию Российской Ривьеры. Во второй половине XIX в. сюда приезжали как представители аристократическ
За период своего 47-летнего (1871-1918) существования школа Л. П. Шумковой из маленького начального учебного заведения г. Казани выросла в известную в России частную женскую гимназ